12.03.2007 | 15:56

Евгения Кикодзе о выставке "Эпоха Меровингов"

Сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка "Эпоха Меровингов – Европа без границ". Меровинги – первая королевская династия в истории государства франков. Она правила с конца V до середины VIII века, объединив земли на территории нынешних Бельгии, Франции и Австрии. По свидетельству историков, эпоха Меровингов – это непрерывная череда войн и междоусобиц. Между тем, от нее осталось немало памятников духовной жизни и образцов утонченного искусства. О выставке в Пушкинском музее в студии "Новостей культуры" рассказывает искусствовед Евгения Кикодзе.

- Расскажите, пожалуйста, что же мы увидим на сегодняшней выставке?
- На выставке в Пушкинском музее мы увидим около трех тысяч экспонатов, привезенных из четырех крупнейших мировых музеев. Это Берлинский музей древней и новой истории, это Пушкинский музей, это Эрмитаж и Исторический музей в Москве.

- Как характеризуют эпоху Меровингов те экспонаты, которые будут представлены?
- Эпоху Меровингов принято называть "темным временем", потому что это время, которое сохранилось в очень редких исключительных памятниках, с одной стороны, а с другой стороны это связано с падением Римской империи, что само по себе грустно. Есть и положительные моменты, доставшиеся нам от времени Меровингов: это христианизация Европы и складывание того романо-германского единства, которое мы имеем в виду, когда говорим о нынешней европейской цивилизации.

- В любом случае, мистика преследовала эти предметы, насколько известно, долгое время с самого начала войны и даже сразу победы в 1945-м году. Расскажите нам эту драматическую историю.
- В 1945-м году, как известно, почти все памятники искусства из Германии были вывезены, и потом в 50-е годы был процесс их возвращения, но три золотых ящика, знаменитых, в которых находилась коллекция Шлимана – золото Трои и, в том числе, золото Меровингов, - они остались здесь, в России. Сейчас, с середины 90-х годов, продолжают предпринимать усилия по воссоединению, хотя бы виртуальному, этой коллекции в единое целое.

- Может быть, уже были сделаны историками какие-то открытия в ходе подготовки экспозиции?- Вы знаете, процесс собирания выставки очень напоминает мозаику, когда удивительным образом некоторые экспонаты, считавшиеся ранее утраченными, обретаются вновь. Известна история с фибулой, которой древнегерманские женщины скрепляли одежду на плече. Она имела "отростки", напоминающие солнечные лучи, они называются "пальцевидные". Вот эти "пальчики" были обнаружены.

- То есть, одна часть хранения находится в советских музеях…
- Да, а вот эти утраченные "пальчики" оказались в коллекции берлинской, и теперь на выставке они соединяются вместе и лежат на витрине в том виде, в котором их, надеюсь, когда-то носили женщины того времени.