12.03.2007 | 17:50

О "Фотографе" киноязыком

О жизни и творчестве Миколы Гнисюка - одного из лучших отечественных фотографов рассказывает новый документальный фильм его жены Надежды Майданской. Премьера картины "Фотограф" состоялась сегодня в Белом зале Дома кино, что вполне закономерно: вся жизнь этого профессионала высшего класса была посвящена кинематографу, который он великолепно знал и бесконечно любил. Фильм был показан и в эфире телеканал "Культура".

Снимки Гнисюка, сделанные им более чем за 30 лет работы фотографом в кино, были опубликованы во многие энциклопедиях разных стран. Возвращая автору одну из подаренных ему фотографий, Марчелло Мастроянни написал: "Миколе, прекрасному фотографу и интеллигентному человеку".

"Один из самых интересных объектов для творчества фотохудожника является лицо человека. Микола отлично снимал и пейзажи, и репортажи, и флору, и фауну, но главным жанром для него всегда оставался портрет", - сказала в интервью Надежда Майданская, которая выступает как режиссер и сценарист нового фильма.

Для друзей, кинематографистов, коллег еще свежи воспоминания о встречах с Миколой, который скончался совсем недавно - 1 февраля 2007 года. Он умер на 63-ем году жизни после продолжительной болезни. Миколу Гнисюка знали и любили многие, но даже самые близкие люди найдут для себя в фильме "Фотограф" много интересных и неизвестных фактов. Среди них, и то, что первый фотоаппарат - простенькую "Смену" - Николаю подарила мама в седьмом классе. Особого восторга подарок не вызвал: поначалу он снимал от нечего делать, гораздо больше увлекал процесс проявки пленки.

Уже работая на Рижской киностудии, Николай Гнисюк занялся фотографией серьезно. Решающую роль в этом сыграл оператор и фотограф Гунар Бинде, под чьим руководством он работал на съемках фильма "Руки". Три месяца путешествий по СССР в компании трех профессиональных фотографов закончились заявлением Гунара Бинде, что в Николае Гнисюке "родился фотограф".

За десятилетия работы Николай Гнисюк отснял все Московские международные кинофестивали, вошел в сотню самых знаменитых фотомастеров мира и в конце 1980-х первым из советских фотографов поехал снимать церемонию вручения "Оскара" по приглашению Американской киноакадемии.