12.04.2012 | 10:16

В Петербурге проходит выставка, посвященная Пасхе

Сегодня весь православный мир отмечает Великий, или Чистый четверг. В этот день вспоминают одно из важнейших евангельских событий: Тайную вечерю, во время которой Спаситель омыл ноги своим ученикам, показав пример братской любви и смирения. Начиная с этого дня, все церковные службы будут посвящены воспоминанию о земных страданиях Иисуса Христа. Ну а в воскресенье православные отметят один из главных христианских праздников – Пасху. Об особенностях его празднования рассказывает выставка, которая проходит в Петропавловской крепости. Историю праздника в буквальном смысле разложили по полочкам. Экспонаты позволяют представить, какими были традиционные пасхальные подарки, праздничный стол, как проходили церковные службы и народные гуляния в прежние века. Рассказывают «Новости культуры».

На выставочных стендах – уникальная коллекция, более пятисот экспонатов. Не только пасхальные яйца из фарфора и причудливые чугунные формы для куличей, но еще и исторические фотографии. Вербные торги на Малой Конюшенной, народные гуляния на Николаевской улице. В царской России принято было поздравлять лично - за день совершали до ста визитов – и, конечно, христосоваться. То есть, трижды целоваться. С этим, правда, нередко случались казусы.

«Николай Второй в одну из Пасх христовался сто пятьдесят раз только с дворцовой охраной, – рассказывает заведующая научно-экспозиционным отделом Музея истории Санкт-Петербурга Мария Макагонова. – При этом один из гренадеров, видимо, так разволновался, а он был в мундире и в каске, что он ударил императора в лоб».

С тех пор в моду все больше стали входить пасхальные открытки. Под стеклом – дореволюционные раритеты, тогда их даже коллекционировали. Стандартное «Христос Воскресе!» убористым почерком теперь смотрится как что-то очень личное – их авторы и адресаты даже не предполагали, что это выставят на всеобщее обозрение. А вот в советское время, наоборот, тиражировали совсем другие строки. Подборка плакатов с антицерковной пропагандой – Светлое Христово Воскресение в сознании трудящихся меняли на пролетарский Первомай.

«Делали специально к Пасхе стенгазеты, в которых рассказывали, что Пасха – неправильный праздник, когда люди пьют, едят – вместо того, чтобы заниматься каким-то правильным делом, – говорит куратор выставки Ирина Карпенко. – Специально для этого изменили календарь – ввели для этого шестидневную рабочую неделю. Отменилось такое понятие как воскресный праздничный день».

Традиции, правда, оказались сильнее – в доме Рабоче-Крестьянской армии пасхальные недели устраивали как бы для детей. И даже в годы блокады петербуржцы шли в этот праздник к храмам. На выставке представлены снимки военных лет. А Троицкую церковь в народе так и называли – «Кулич и Пасха». Ансамбль уж очень похож по форме. Кулинарное разнообразие, говорят историки, теперь возвращается и на современные кухни.