12.04.2012 | 10:39

К 95-летию Вадима Гиппенрейтера открылась выставка "Золотое кольцо. Памятники Древней Руси"

Вадим Гиппенрейтер – выдающийся пейзажный фотограф России. Его архив насчитывает более 50 000 слайдов, снятых в различных регионах страны. Фанатично преданный любимым местам, он делает героями своих фотокартин старинные русские города, тихую природу средней полосы или покрытые снегом горные вершины Камчатки и Урала. Но Вадим Гиппенрейтер прославился не только благодаря фотографии. Любители экстремального спорта знают его, как первого человека, который на горных лыжах спустился с Эльбруса и как первого чемпиона Советского союза по слалому. К 95-летию фотографа-пейзажиста с мировым именем в Москве открылась выставка «Золотое кольцо. Памятники Древней Руси». Рассказывают «Новости культуры».

Фотографии первого извержения вулкана Ключевой сопки на Камчатке, снятые Вадимом Гиппенрейтером, запомнились всему миру. Он не раз оказывался в нужное время в местах, где происходили необычные природные явления. По его словам, настоящий профессионализм – это способность предугадывать события и быть готовым к любым трудностям. На выставке в честь грядущего юбилея, родные и друзья вспоминали его экстремальные походы за лучшими кадрами.

«Природа была для него средой обитания, по его словам, – рассказывает дочь фотографа Мария Гиппенрейтер. – Он там жил, ставил палатку. Он всегда говорил, что если хочешь хорошо снять пейзаж, нужно в нем жить, и нужно хорошо знать этот пейзаж, поэтому он мог жить на одном месте неделю в палатке и ждать определенного состояния природы, погоды, освещения, чтобы сделать один единственный кадр».

Памятниками зодчества мастер стал интересоваться, будучи студентом Суриковского института. Гиппенрейтера всегда влекли заповедные места России, средневековые города, а также фантастические и труднодоступные области Камчатки, Урала, Карелии. Свои фотографии он создает, следуя канонам живописи. Его снимки, в первую очередь – произведения искусства и только во вторую – исторические документы.

«Для многих Вадим Евгеньевич ассоциируется с горами, вулканами, Камчаткой, – говорит куратор выставки Светлана Бестаева. – Вот он такой охотник альпинист, горнолыжник. Но есть другой Гиппенрейтер, есть такой очень созерцающий, интравертный Вадим Евгеньевич, который вот улавливает потрясающее единение, природы и архитектуры».

Фотограф-путешественник побывал почти во всех городах Золотого кольца России. В нынешнюю экспозицию вошли работы, раскрывающие красоту и уникальность старинной русской архитектуры. Иконостас Троицкого собора, Успенский собор, Покровский монастырь…В своих поездках Вадим Гиппенрейтер не только фотографировал, но и собирал информацию для публикаций.

В коллекции мастера фотографии немало настоящих жемчужин деревянного зодчества. Например, на одном из снимков – один из самых старых памятников архитектуры Костромской области – Церковь Собора Пресвятой Богородицы, которую возвели еще в 1552 году.

Дело мастера продолжают его ученики. В рамках экспозиции свои работы демонстрирует Андрей Бронников – успешный фотограф, которого в 95-м судьба случайно привела на выставку Гиппенрейтера, а чуть позже состоялось личное знакомство. После этой «знаковой» встречи Бронников изменил свой взгляд на фотографию.

«Я узнал, что такое быть человеком, руганным Гиппенрейтером, – рассказывает фотограф. – Этот человек умудряется фантастически точно, лаконично и в одну секунду сформулировать недостатки работы так, чтобы тебя не обидеть, а показать, куда двигаться, конструктивно. Это невероятно. Причем совершенно неважно, люди приходят, вываливают свои работы, вверх ногами, это неважно, если она хорошая это сразу видно».

В своем творчестве Андрей Бронников всегда следует совету, который дал ему мэтр отечественной фотографии – рассказать историю в одном кадре. Когда один снимок становится для зрителя целой книгой.