14.03.2007 | 12:35

Гарофало – феррарский Рафаэль

В Петербурге, в Государственном Эрмитаже открылась выставка мастера итальянского Ренессанса Бенвенуто Тизи да Гарофало. Младший современник знаменитого титана Возрождения Рафаэля Санти, художник из Феррары не только был пленен манерой великого мастера, но и получил в его честь почетное прозвище – Гарофало больше известен как Рафаэль Феррарский. На выставке представлены произведения художника, открытые после реставрации. Рассказывают "Новости культуры".

В Двенадцатиколонном зале Эрмитажа собрались любители сенсаций. Монументальное полотно "Аллегория Старого и Нового завета" – вот главное событие дня. В незапамятные времена эту картину свернули в рулон и с тех пор ее не видели даже сотрудники, отработавшие в музее всю свою жизнь. Идея отреставрировать и показать шедевр принадлежит Татьяне Кустодиевой. "Художники Ренессанса хорошо знали технику и технологию. Все было в хорошем состоянии", – говорит ведущий научный сотрудник отдела Западноевропейского искусства Эрмитажа Татьяна Кустодиева.

Бенвенуто Тизи да Гарофало родился на одиннадцать лет позже Рафаэля, но на всю жизнь попал под обаяние творений автора "Сикстинской Мадонны". За это Гарофало и прозвали Рафаэлем. Почти всю жизнь он прожил в городе Ферарра на севере Италии. В 1550 году Фаррарский Рафаэль ослеп, и последние мазки на его картины, возможно, накладывали уже его ученики.

Первое произведение итальянской живописи, поступившее в Россию еще при Петер Первом, под именем великого Рафаэля была картина Рафаэля Феррарского "Положение во гроб". Художник был чрезвычайно популярен в XVII и XVIII веках, но потом многие о нем забыли. Впрочем, современные любители изящных искусств сейчас все больше интересуются теми, кто оставался в тени Рафаэля, Микеланджело или Тициана. "Очень интересно то окружение, которое было у тех художников, которых считают великими", – считает посетительница выставки Ольга Боброва.

Михаила Пиотровского на выставке не было, директор Эрмитажа встретил это событие в Ферраре. В этом старинном городе, которому уже почти две тысячи лет, собираются открыть Эрмитажный культурный центр, и не исключено, что эти полотна Гарофало когда-нибудь вновь смогут ненадолго вернуться на родину.