15.03.2007 | 14:03

Танец цвета Лой Фулер

В программе Московской биеннале современных исполнительских искусств акцент сделан не только на ультра современные решения. Брижида Охайм в своем спектакле-реконструкции "Танец цвета Лой Фулер" обращается к истокам свободного танца и техники хореографического модерна. В России его яркой представительницей была Айседора Дункан, ученица Лой Фулер. Премьера спектакля состоялась двадцать лет назад. Фрагменты знаменитого перформанса были показаны в Московском Доме музыки. Рассказывают "Новости культуры".

Координатор проекта Пьер Паоло Косс не предполагал, что "Танец цвета Лой Фуллер" продержится двадцать лет. На фоне новых компьютерных технологий, изменившегося сознания, мультимедийных проектов, шанс удивить гротескным шоу десятого года был равен нулю. "Мы решили рискнуть. Фигура Лой настолько уникальна, что нам показалось это важно. Она была настоящая модернистка. Муза братьев Люмьер, Родена, Дягилева и Тулуз-Лотрека. В основе ее шоу был не столько танец, сколько фантастическое использование костюма и света", – рассказывает Пьер Паоло Косс.

Одна справиться с хитроумными приспособлениями Брижида Охайм не может. Ей помогают два ассистента. В одном платье – двадцать пять метров парашютного шелка. Однако главный секрет заключается в тонких прутьях. Благодаря им руки увеличиваются на полтора метра, и фигура трансформируется. "Они очень хрупкие, эти трости. Чтобы они не поломались, я обматываю их шелком. Требуется немало сил, чтобы движения получились в такт музыки. Первое время просто не чувствовала рук, так болели мышцы", – вспоминает Брижида Охайм.

В перформансе есть две персоны – танцовщица и рояль. Шоу Лой обычно шли под симфонический оркестр. Брижида же выступает с пианистом. С Михаилом Дубовым они обсуждали все детали шоу по переписке, а познакомились только два дня назад. Сам музыкант в таких проектах не новичок. Классический авангард – его конек. "Любопытно, что в наши дни живет модерн", – считает Михаил Дубов.

Брижида восстановила девять танцев Лой, но в Москве она танцует только пять. Она реконструировала их по фотографиям и рисункам самой Лой. На заре двадцатого века зеркальные отражения и эксперименты со светом поражали воображение. Сегодня этим не удивишь. Метры летящего шелка, создающие эффект исчезающего тела, конечно, впечатляют, но, скорее, профессиональных кутюрье, нежели современных модернистов.