15.03.2007 | 14:17

Восточный авангард Александра Волкова

Александр Волков – яркий, талантливый художник первой половины ХХ века. Практически всю жизнь он прожил в Ташкенте. Представитель своеобразного "восточного авангарда", он познал и славу, и обвинения в формализме, и забвение. К 120-летию со дня рождения Александра Волкова в Третьяковской галерее впервые открылась персональная выставка художника – 200 живописных и графических работ из музеев России и частных коллекций. Рассказывают "Новости культуры".

Разгадать тайну Востока пытались многие художники. Александр Волков, русский по происхождению, прожил в Узбекистане всю жизнь. Он оказался в Ташкенте в 1916-м году, после того как получил художественное образование в Киеве, Москве и Петербурге. Его всегда привлекали яркие краски, неторопливый размеренный быт, сами люди, приветливые и трудолюбивые. В то время он писал работы в кубофутуристической манере, за что его обвинили в формализме. "Его эмоциональная жизнь, темперамент и ощущение жизни всегда взламывали эти рамки. Он выходил за пределы каких-либо течений. Он даже сам записал когда-то: рабом никаких течений не был", – рассказывает сын художника Александр Волков.

Он остро реагировал на то, что происходило вокруг. Он был искренен во всем, что делал. Когда в Средней Азии стала меняться жизнь, начали строить Ферганский канал и прокладывать дороги, художника вдохновил энтузиазм строителей. В это время изменилась и его манера письма. Она стала более реалистичной. "Как Гоген ехал на Таити за подлинной жизнью, за настоящей. Ему важно было чувство подлинной земли, радость, соединение человека и природы. И это он видел вокруг в жизни", – говорит внук художника Андрей Волков.

Однако когда Александр Волков почувствовал, что искусство стало официальным и фальшивым, он перестал писать картины на тему труда. Многие картины позднего периода камерны и лиричны. Он пишет портреты близких ему людей и пейзажи. Вместе со своими учениками художник часто любил встречать рассвет в горах, чтобы потом написать его. Волков говорил, что если искусство не движется вперед, то оно умирает. Жизнь заставляла меняться и самого художника.