16.03.2007 | 11:41

Новая литературная мода на sms-романы

Эпистолярный роман – жанр с давними традициями. Герои, которые рассказывают о себе в письмах возлюбленным или друзьям, вызывают особое доверие читателей. Технический прогресс предложил современные формы общения людей, а вслед за этим появилась и новое направление литературного творчества – sms- и e-mail романы. Рассказывают "Новости культуры".

Роман "Секс по sms" не женская литература. Несмотря на название, оформление и ультрамодные интерактивные картинки, содержание у романа вполне невинное. После сдачи верстки в печать автор зареклась отправлять sms-сообщения в обычной жизни.

"Это энергия чувства, самореализации, или просто энергия жизни, она должна куда-то пробиваться, – говорит автор. – не пробивается она в телефоны, не пробивается. Она пробивается в неврозы. Неврозы читателей – дело их собственного читательского выбора, но редакторам и корректорам выбирать не приходится".

"Живой журнал – это живой журнал. Это допустимо все, что угодно, они общаются между собой, а книга – это есть книга, есть такое понятие как культура книги, и допустить вот эти нормы в книгу, мы считаем, это недопустимо", – говорит ведущий редактор крупного издательства Лариса Захарова.

В случае с романом "Lisa-Джакып" лингвистические баталии неуместны. Это сборник электронных писем двух человек. Шесть лет назад Lisa умерла. Ее брат Алексей издал эту книгу в память своей сестре. "Я преследовал цель возбудить память о моей сестре. Это единственное, что осталось от нее", – говорит Алексей Нащекин.

Пример утилитарного использования нового виртуального формата текста – роман "Тату кам бэк". На обложке сказано: "роман в sms". На деле, sms-cообщения – просто способ делить текст на короткие главы. "Я знаю, было бы странно писать вот эти триста символов, в них особо не уложишься", – говорит писатель Анастасия Моисеева.

Ученые-лингвисты за развитием нового виртуального языка наблюдают с интересом. Ведущий научный сотрудник Института русского языка в данный момент всерьез исследует книжку, где текста нет вовсе, а вместо букв – квадратики.

"Сейчас в электронно-виртуальном пространстве, в котором существует человек, можно вообще говорить об эволюции знаковости. Может, мы имеем дело с рождением новой электронно-виртуальной системой знаковости, может быть, она сейчас находится в хаотичном состоянии, но позже преобразуются в некоторую систему", – предполагает ведущий научный сотрудник Института русского языка имени Виноградова Российской Академии наук Наталья Фатеева.

Будущее интерактивной литературы представляется захватывающим. Cовременной "большой" литературе ничего не останется, как следовать новой текстуальной моде, которая не сегодня-завтра станет литературной нормой.