16.03.2007 | 12:18

Греческий зал принимает гостей

В Государственном Эрмитаже снова открыты для посетителей три зала, где экспонируется искусство Древней Греции классического периода. Больше года здесь работали реставраторы и научные сотрудники музея, вместе с которыми трудились специалисты по античному искусству. В четверг обновленные помещения торжественно открыли свои двери для публики. Праздник открытия реконструированных залов почтили своим присутствием сами боги-олимпийцы. Рассказывают "Новости культуры".

Историки называют Древнюю Грецию детством человеческой цивилизации. В Эрмитаже это сравнение решили поддержать. Главными на церемонии открытия обновленных залов Античности были именно дети. Причем, все они изображали богов Олимпа и героев Эллады. Красную ленточку вместе с Георгием Вилинбаховым перерезал сам Зевс-Громовержец.

Год и два месяца для посетителей были закрыты Зал Афины, зал Геракла и Овальный зал. В музее планировали, что реставрация пройдет быстрее, но, как всегда, коллеги из прошлого современным мастерам преподнесли сюрпризы. В очередной раз пришлось убедиться, насколько удивительна была техника столетия назад. "Потолок, который вы видите, – это подвесной металлический потолок из демидовской стали, покрытый росписью. Это обстоятельство заставило всех потрудиться. Реставрировать его очень трудно", – говорит заведующая отделом Античного мира Государственного Эрмитажа Анна Трофимова.

Пришлось потрудиться и с искусственным мрамором, или, как его называют, стуком. Облицовка стен была сделана в XIX веке, причем тогда внедрили новый метод изготовления на основе цемента, мраморной крошки и красящего пигмента. Отличить стук от натурального камня практически невозможно. В залах теперь новая экспозиция, хотя скульптуры и керамика остались прежние. Просто их расстановка изменилась. Так, в зале Афины полностью освободили центр, чтобы посетитель увидел на полу подлинную античную мозаику. В зале Геракла, наоборот, отказались от скульптур расположенных вдоль стены.

"Никогда в зале не было такой свободной центральной части. Здесь пять скульптур образуют центр, и каждая скульптура требует кругового осмотра. Она заставляет зрителя жить в этом зале, участвовать в настроении, которое здесь существует", – поясняет старший научный сотрудник отдела Античного мира, хранитель скульптур Государственного Эрмитажа Людмила Давыдова.

В Овальном зале, где экспонировали только расписные вазы, теперь есть и мебель – радиусные шкафы. Их специально сделали для керамики, стилизовав под музейные витрины XIX века. Как всегда после реставрации, теперь в залах и витринах – самое современное освещение – светодиоды. "Впервые в музеях России в архитектуре применяется, потому что он не нарушает декор и вместе с тем обеспечивает деликатную подсветку. Свет холодный, поэтому в витринах не нагревает воздух. Для экспонатов это безопасно", – добавляет Анна Трофимова.

Скоро реставрация начнется и в других залах античного искусства. В Эрмитаже вообще строят грандиозные планы обновления интерьеров. Обещают скоро открыть залы культуры и искусства Японии, Кавказа и Золотой орды.

Читайте также:
Реставрационные работы в Эрмитаже