16.03.2007 | 13:04

Волшебник от фортепьяно

Десять лет назад ушел из жизни Давид Ашкенази, музыкант, который сделал роль аккомпаниатора достоянием настоящего и высокого искусства. В его сопровождении исполняли свои шедевры артисты эстрады, давно уже признанные великими. Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Вадим Козин, Марк Бернес, Изабелла Юрьева считали Давида Ашкенази не только партнером, но и соавтором. Его имя стало синонимом и символом безупречности исполнительского мастерства и вкуса. Рассказывают "Новости культуры".

Вундеркинд-самоучка, Давид Ашкенази начинал тапером. Озвучивал немые фильмы. Только потом с ним будут звучать лучшие голоса. Его биография – история отечественной эстрады. На сцене, казалось, он может все: играть романсы, песни, оперные арии. Не мог он только одного – играть просто по нотам. Ему всегда нужна была импровизация.

"Только начинал играть вступление, я уже начинала петь, он говорил: "Стоп-стоп! Давайте так и так". Он предлагал десять вариантов и я могла из этих десяти выбрать один, мы вместе. Это был такой непередаваемый творческий процесс, который сейчас вряд ли существует", – рассказывает народная артистка России Валентина Толкунова.

Любимым композитором Давида Ашкенази был Рахманинов, но на публике классическую музыку он играл нечасто. Он стал родоночальником династии, известной в музыкальном мире. Сын Владимир – знаменитый музыкант, дочь Елена – профессор Токийской консерватории. Специально на этот концерт из Женевы прилетел новоиспеченный обладатель Гран-при конкурса в Монте-Карло Владимир Свердлов, внук Давида Ашкенази.

"В силу того, что он делал карьеру, хотя я и не очень люблю это слово, на эстрадном поприще, он относился с иронией, что он не классический пианист. Но музыка не имеет никаких границ. Главное то, что ты в себе несешь", – утверждает внук Давида Ашкенази Владимир Свердлов.

Все, кто выходил в этот вечер на сцену, Давида Ашкенази называли Додиком. Так всегда обращались к нему друзья. Никто не уходил, не рассказав свою историю, а точнее, несколько. Как сочиняли, исправляли и просто пели. Причем пели всегда вместе, и в этом дуэте Ашкенази никогда не играл роль только второго плана. Быть может, именно поэтому многие сегодня без пианиста-аккомпаниатора.