20.03.2007 | 11:15

Встреча с Модильяни

Амедео Модильяни всегда был в нашей стране едва ли не самым популярным из европейских модернистов, хотя его работ в наших собраниях практически нет. Только пара рисунков, которые хранятся в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Именно там впервые в России открывается ретроспективная выставка работ Модильяни. Для того, чтобы организовать "Встречу с Модильяни" – так называется экспозиция, – в работу включились больше трех десятков музеев мира. Первыми с Модильяни встретились журналисты. Рассказывают "Новости культуры".

Амедео Модильяни – итальянский художник, которого приняла в свою среду парижская богема. В 1906 году он оказался в Париже, где в то время зарождалось новое искусство, и в парижских кафе шли споры о кубизме, фовизме и других модных течениях. Модильяни быстро подружился с Пикассо, Матиссом, Браком. Подражать знаменитым коллегам он не спешил, хотя в ранних работах художника еще чувствуется их влияние. Модильяни мечтал найти свой язык. На время он даже бросал заниматься живописью и переключался на скульптуру, создавал обобщенные формы и вытянутые линии. Именно они стали его фирменным стилем. "Модильяни очищает эти линии, эти формы от любых наслоений. Он превращает их в абсолютно чистый, отфильтрованный мотив, и эти линии доведены у него до апофеоза", – поясняет куратор выставки Алексей Петухов.

После этого он вновь вернулся к живописи, но его вытянутые обнаженные фигуры не сразу приняли зрители, и первая персональная выставка закончилась скандалом. Тем не менее, Модильяни не отказался от своих находок так же, как и от традиций классического итальянского искусства. "Чувствуя влияние времени, чувствуя необходимость перелома, чувствуя необходимость создания форм, он не шел по пути категорического слома и отказа. Он создавал новое искусство, но опираясь на багаж классического искусства", – утверждает директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова.

Выставка Амедео Модильяни получилась камерной. В ней чувствуется атмосфера ушедшей эпохи. Вдоль колоннад – богемное окружение Модильяни: портреты его друзей и покровителей, муз и моделей. В центре – лучшие произведения, представляющие его неповторимый стиль.

Читайте также:
В Пушкинском открывается выставка Модильяни