20.03.2007 | 11:33

О маленьких радостях директора музея

Выставка Модильяни станет подарком не только посетителям Музея изобразительных искусств, но и его директору – Ирине Александровне Антоновой. Сегодня она отмечает юбилей. Говорят, сама Ирина Александровна не слишком любит дни рождения. Для нее это повод лишний раз обратить внимание на проблемы музея, в котором она работает уже шестьдесят лет. И все же искренних и восторженных поздравлений в ее адрес сегодня прозвучит немало, а вот принимать их Ирина Александровна, наверняка, будет в привычном рабочем режиме. Рассказывают "Новости культуры".

Ирину Александровну проще застать в одном из залов Музея, чем в собственном кабинете. Ее волнует все: как готовится очередная выставка, какова ее концепция, какой выбрать фон и сочетаются ли друг с другом картины. Даже поздравления Ирина Антонова принимает на ходу. Есть такое понятие "музейный человек", который постоянно общается с произведениями искусства, говорит она. Их глубину нельзя сразу почувствовать, они раскрываются постепенно. "Радость нашей профессии практически заключается в каждодневном общении с подлинными произведениями. Это очень важно. Мы даже не отдаем себе отчета, но момент накопления, просто зрение – увидеть, запомнить что-то. Творческие качества, атрибуционные, они накапливаются лишь в результате каждодневного смотрения", – говорит Ирина Александровна.

Она не утратила остроту восприятия и способность восхищаться. Однажды в Нью-Йорской галерее ее потрясла картина Вермеера. "Я не знала, я не помнила, что эта картина там находится. И вдруг я встала перед этой картиной, и вдруг я увидела, что слезы у меня текут. Я не сентиментальная женщина. Вот они просто текут от восторга", – рассказывает Антонова. Казалось бы, у директора не остается свободного времени. Все занимает работа, командировки, переговоры, презентации. "Когда я готовлю обед моей семье или езжу за покупками в магазины, покупаю, отвожу в прачечную белье, или чиню кое-что, пришиваю пуговицы туда, куда это надо, – это тоже свободное время", – считает директор музея.

Чтобы почитать книгу, сходить в театр, послушать концерт или побыть наедине с собой, Ирина Александровна выкраивает время за счет сна. "Мне всегда хочется побыть одной, и есть возможность – машина. Садишься в машину, закрываешь двери – и просто наслаждение. Я рассматриваю это, как внутреннее пространство, которое мое", – признается она. Несмотря на такую загрузку, Ирина Антонова всегда выглядит элегантно. "Как все женщины, я говорю: нечего одеть. Ну это правда, нечего. А время побегать, а сейчас много чего есть в магазинах, но побегать и выяснить, что тебе хочется, очень трудно", – говорит Ирина Александровна. Однако ей все равно удается, ведь умение одеваться – тоже искусство, которым директор Музея изобразительных искусств владеет в совершенстве.

К юбилею Ирины Александровны телеканал "Культура" подготовил несколько программ. Сегодня в 20:50 смотрите документальный фильм – "Командор искусств". В этой ленте – воспоминания Ирины Антоновой о том, как она пришла в музей, о наиболее ярких и значительных выставках, ставших сенсацией в художественной жизни Москвы, о сокровищах Тутанхамона и шедевре Леонардо Да Винчи. Ирина Александровна рассказывает о выдающихся людях, с которыми ей пришлось общаться, о "Декабрьских вечерах", которые внесли новые краски в деятельность музея, и, конечно, о его современной жизни и новых замыслах неутомимого директора. Сегодня в 14:05 смотрите на телеканале "Культура" авторскую программу Ирины Антоновой "Пятое измерение".

Читайте также:
Командор искусств Ирина Антонова

День рождения Ирины Антоновой