12.04.2012 | 19:35

В Мальтийской капелле Петербурга состоялось выступление Российского рогового оркестра

Музыка, которая поднимала боевой дух героев кампании 1812-го года, прозвучала на концерте «Трубы победы». Военную духовую парадную музыку во времена Наполеоновских войн играли роговые оркестры. Их современный преемник исполнил Марши Преображенского, лейб-гвардии Конного, Казачьего и Егерского полков в Мальтийской капелле Петербурга. Рассказывают «Новости культуры».

В этом концерте все необычно: место проведения, оркестр, музыкальный материал и комментарии военного историка

Полгода назад руководство Российского Рогового оркестра совместно с петербургским музеем артиллерии приступило к реализации проекта «Трубы Победы». Кроме выпуска нового диска с записями маршей Русской гвардии и издания книги о войне 1812 года проект предусматривал проведение ряда концертов в исторических залах Петербурга. Первое выступление в интерьере Мальтийской капеллы. Уникальный памятник Кваренги находящийся на территории современного Суворовского училища имеет прямое отношение к событиям русской военной истории.

«Многие воспитанники пажеского корпуса, каковым является этот дворец, были героями 1812 года, – рассказывает организатор концерта Максим Коршев. – И второе, более глубокое, скажем так, влияние, это то, что непосредственно с Мальтийским орденом связана история возникновения русской гвардии».

Марши Преображенцев, лейб-гвардии Конного, Казачьего и Егерского полков. Они звучали на парадах и перед сражениями, вселяя веру в то, что подвиги гвардейцев будут жить в веках.

«Каждый полк шел под свой полковой марш, вне всякого сомнения, –говорит военный историк Борис Кипнис. – С небольшой долей натяжки, можно сказать, что казаки вступили в Париж под этот марш, потому что этот марш Первого эскадрона, причем старый марш».

Концерт в Капелле исключителен по своей аутентичности. Искусство роговой музыка начало отмирать в 30 годы XIX века. В современном оркестре каждый исполнитель держит в руках от трех до семи рожков. Марши для профессионалов материал знакомый, но найти партитуры соответствующие началу XIX века оказалось не просто.

«Огромные силы ушли, вы не поверите, чтобы найти сам музыкальный материал, – рассказывает художественный руководитель и дирижер Российского рогового оркестра Сергей Поляничко. – Найти его не поврежденным многими корректорами, переписчиками, и аранжировщиками. И мы нашли, нашли чистый источник и на основе этого сделали те самые аранжировки».

Подобно живому органу оркестр способен вернуть слушателя в атмосферу героики 12 года.