21.03.2007 | 12:23

90 лет Музею современной истории России

90 лет исполняется сегодня Государственному музею современной истории России – бывшему музею Революции. К этой дате приурочено сразу несколько мероприятий. Среди них – международная научно-практическая конференция и две выставки, посвященные истории музея. Сегодня там хранится около двух миллионов памятников истории и культуры. Обширную часть коллекции составляют предметы недавнего прошлого: советская живопись и агитплакаты 30-х – 50-х годов. О самых удивительных экспонатах из запасников музея рассказывают "Новости культуры".

Улыбчивые герои и героини эпохи – по-другому на полотнах советских художников выглядеть было немыслимо. Работы 30-х – 50-х годов мало кто видел. Они были получены в дар или приобретены музеем уже тогда, в 30-е и 50-е, и после этого не экспонировались. Классики социалистического реализма Константин Юон, Николай Терпсихоров, Самуил Адливанкин – в свое время их картины украшали масштабные выставки искусства народов СССР, а теперь находятся в запасниках, являясь для сотрудников музея, скорее, свидетелями эпохи, а не самостоятельными художественными произведениями. "Ну какая идея? Идея проста. Наше настоящее, оно хорошее, но будущее будет еще лучше. Природа остается позади. Женщина с девочкой на осле, она отстает. Впереди – движение", – говорит заведующая сектором изобразительных искусств Музея современной истории России Вера Панфилова.

Русская школа реализма, которая была и до революции, сохранилась. Многие классики тридцатых, как, например, Юон или Адливанкин, успели получить образование еще в царской России. Просто смысловые акценты несколько сместились. Соцреализм – название, хоть и весьма условное, но общие мотивы есть и в живописи, и в плакатном искусстве. Например, встреча Сталина с Чкаловым на летном поле, которой, на самом деле, не было, происходит на фоне заполненного самолетами неба. На плакатах изображено то же самое.

Искусство плаката в стране советов было одним из самых востребованных искусств. За создание образов-мифологем брались многие. Стране нужны были доступные формы передачи информации. Оригиналы 30-х годов, формально, – соцреализм. По факту, говорят искусствоведы, – авангард. Высокохудожественная пропаганда от художников Голованова, Кораблевой, Ливанова, Шубиной – выпускников ВХУТЕМАСа. "Собственно, плакат начинался как реклама и в Европе, и у нас. И потом, художники, которые делали рекламу, перешли к рекламе политики", – поясняет старший научный сотрудник фондов музея Аркадий Слесарев.

Сейчас в музее планируют сделать отдельную экспозицию для этих уникальных экспонатов. Тем более, что многие из них остаются актуальными и по сей день.