21.03.2007 | 15:09

Майя Кучерская о Дне поэзии

О Дне поэзии и новых формах поэтической жизни в студии "Новостей культуры" рассказала литературный критик Майя Кучерская.

- Скажите, пожалуйста, за восемь лет наверняка сложились какие-то традиции проведения Дня поэзии в России?
- Безусловно. К этому дню приурочено огромное количество событий. Причем если раньше поэзия жила в публичном пространстве, на стадионе, то теперь мест ее бытования стало огромное количество. Она размещается и в клубах, и в кафе, и в ресторанчиках, даже во многих бильярдных можно найти открытку со стихами современного поэта. Ко Дню поэзии приурочены чтения, концерты, на которых поэты выступают, акции, презентации и прочее. День поэзии в Москве сегодня - это фактически две недели встреч, на которых встречаются поэты самых разных поколений, направлений, поэтических групп, что принципиально. Ощущение, что все бурлит в эти дни, настоящее поэтическое буйство. Хотя, быть может, широкий читатель об этом не знает. Это как раз замечательный повод узнать и прийти в театры, в кафе и посмотреть на современных поэтов.

-Многим интересно, что из себя поэзия представляет сегодня как явление. Она как-то трансформируется?
- Да. Она стала более публичной. В том смысле, что она перенесена на самые простые носители, а именно: поэзию сейчас можно заказать себе на мобильный телефон, можно посмотреть видеоклип, где поэты читают свои стихотворения под музыку - это иногда совершенно замечательное зрелище. Можно опять же прочесть открытку, можно, наконец, прийти на выступление и послушать это живьем, но не в каком-то большом зале, а в очень интимных затемненных пространствах. Быть может, это лучше, потому что тогда диалог между поэтом и зрителем гораздо теснее.

- По статистике современной поэзией в России интересуются восемь – девять процентов. Вас это не пугает?
- Меня это не пугает, потому что я думаю, что это как раз те восемь – девять процентов, которые в состоянии поэзию оценить. Все-таки, поэзия – вещь достаточно специфическая. Она требует квалифицированного читателя. Чтобы оценить поэтические образы, чтобы считать информацию, которую поэт настоящий, глубокий закладывает в свои стихи, надо обладать, по крайней мере, некоторым образованием, некоторым поэтическим кругозором. Нормально, что поэзию читают не тридцать семь процентов читателей, сколько их вообще в нашей стране, а чуть меньше. Зато это читатели избранные, зато это те, кто поймут и оценят.

- Последний вопрос: на ваш взгляд поэт в нашей стране может быть профессией?
- По-моему, нет. Ни в нашей стране, нигде, потому что, вообще говоря, поэзия – это самое бескорыстное занятие. Если художники современные как-то научились уже продавать свое искусство, и некоторые арт-объекты могут стоить миллионы долларов, как мы хорошо знаем, то поэты свои стихи пока не продают. И это к лучшему. Это на качестве поэзии сказывается очень хорошо. Хотя все-таки существуют и в Европе, и в Америке специальные гранты для самых крупных, для самых признанных и самых любимых поэтов. Это очень изысканный дружелюбный жест общества по отношению к поэтам. У нас пока до этого далеко, правда любой наш поэт может получить Нобелевскую премию, и это прекрасный способ как-то заработать на поэзии.

Читайте также:
Сегодня – Всемирный День поэзии