22.03.2007 | 11:12

Мыслящий реализм

Сегодня стартует один из самых необычных проектов Московской биеннале современного искусства – "Мыслящий реализм". В постоянную экспозицию Третьяковской галереи на время "внедрят" произведения современных, порой провокационных художников. По замыслу организаторов, таким образом, актуальное искусство вступит в своеобразный диалог со знаменитыми произведениями русского реализма XIX века, прежде всего, передвижниками. Рассказывают "Новости культуры".

В начале двадцатого века Павел Третьяков собирал актуальное, а не академическое искусство. Передвижников волновали социальные проблемы, а не копирование природы. О проблемах современной жизни рассказывают и художники-концептуалисты, используя для этого современный изобразительный язык. "Ничего другого мы не видим, а видим реализм. Но это реализм, не написанный руками, а созданный при помощи фотоаппарата или видеокамеры. Поэтому картина, написанная маслом, для современной молодежи – довольно экзотическое явление", – говорит куратор выставки Екатерина Деготь.

"Сны о Третьяковской галерее" – проект Павла Пепперштейна. В его сновидениях происходят метаморфозы с картинами Сурикова и Нестерова. Сергей Братков проводит параллели с "Крестным ходом в Курской губернии" Ильи Репина. Юрий Альберт чувствует себя в Третьяковке, как в родном доме, и делает отметки о собственном росте прямо на стене экспозиции. Деревенская изба как символ русского пейзажа – в инсталляции Валерия Кошлякова, а вот Эрик Булатов ведет диалог с Левитаном. "Левитан, бесспорно, здесь присутствует, и Малевич тоже", – говорит Эрик Булатов.

Современные художники хорошо знакомы с реалистическим искусством XIX века, но сами говорят на языке ассоциаций. "Я люблю слово "прививка". Это прививка. Мы хотим, чтобы люди пришли и увидели в этих залах эти произведения и подумали над тем, нравится им это или нет и к чему это их побуждает", – утверждает главный хранитель Третьяковской галереи Екатерина Селезнева. Первый шаг сделан. Слово за зрителем.

Все материалы по теме>>>