22.03.2007 | 15:39

Екатерина Деготь о проекте "Мыслящий реализм"

О выставке "Мыслящий реализм" и проблемах современного искусства в студии "Новостей культуры" рассказала куратор проекта, арт-критик Екатерина Деготь.

- Скажите, пожалуйста, как возникла идея создания подобного провокационного проекта?
- Вообще, за границей такие вещи делаются уже некоторое время, – то есть современных художников внедряют в экспозицию традиционного музея. Поскольку считается, что современному зрителю так даже легче воспринимать "старое" искусство, если сначала он посмотрит немного фотографий или видео – чего-то такого, к чему больше привык современный человек. У нас подобного еще ни разу не делалось, тем более в Третьяковской галерее. Поэтому особенно интересно было провести такой эксперимент в самом сердце русского искусства.

- Интересно, согласно ли с этим принципом руководство Третьяковской галереи? Насколько легко они пошли на этот шаг?
- В итоге согласилось, хотя не без труда. Потребовались большие переговоры, уговоры, объяснения, что я не собираюсь что-то безумное и шокирующее там выставлять, но все-таки это потребовало некоего компромисса с обеих сторон, и в конце концов мы пришли к обоюдному решению.

- Вы не боитесь, что на этой выставке современное искусство может проиграть традиции?
- Конечно, это была одна из задач – поставить современного художника в состояние некой конкуренции, потому что вообще он обычно изолирован на совершенно другой территории, делает, что он хочет, и никто его не сравнивает со "старым" искусством. И даже, вроде бы, считается, что это неправильный ход мысли – сравнивать. Но, на самом деле, это правильно сравнивать, интересно их сопоставить. Во многом современное искусство выигрывает, потому что оно быстрее, ярче, сильнее воспринимается, но с другой стороны, воспринимается довольно коротко. То есть долго на произведение современного искусства мы обычно не смотрим, если только это не фильм, а все-таки старую картину мы можем долго созерцать и что-то из нее новое извлекать. Вот интересно, как современный художник на эту конкуренцию ответит.

- Чего в принципе не хватает современному искусству в России?
- Современному искусству во всем мире не хватает, видимо, чувства ответственности, в том числе и художественной – за свои высказывания; каких-то очень больших задач. Например, в русском искусстве XIX века был один пейзажист, который хотел написать такой пейзаж, чтобы вор, идущий на преступление, остановился, увидев этот пейзаж, и понял, как его жизнь безнравственна.

- А вору для этого нужно проникнуть в картинную галерею?
- Хорошая идея, но вот как-то этот художник думал, что вор где-то увидит его картину, и вся его жизнь изменится совершенно. Вот если современный художник будет ставить перед собой столь высокие задачи, будет интересно, чего он достигнет.

Все материалы по теме>>>