25.03.2007 | 16:07

К 80-летию выставки учеников Филонова

В Петербурге готовят к выставке картины учеников Павла Филонова. Экспозиция приурочена к знаменательной дате: 80 лет назад, в апреле 1927-го года эти полотна были вывешены в ленинградском Доме печати. Что это была за выставка и как сложилась судьба филоновской школы, рассказывают "Новости культуры".

Три огромных, почти в пять метров высотой холста сняли с валов и разложили на полу в одном из залов Румянцевского особняка. Экспонироваться шедевры аналитического искусства будут там же. Работы у реставраторов не так много: нужно разровнять несколько заломов на холстах. Работы в хорошем состоянии, несмотря на то, что они несколько десятилетий хранились дома у художника Бориса Гурвича и пережили ленинградскую блокаду. "Они долго работали над вещами и даже прокрашивали тыльную сторону", – рассказывает художник-реставратор Музея истории города Леонид Караваев.

Все эти картины ровно 80 лет назад участвовали в знаменитой выставке учеников Павла Филонова в Доме печати. К тому времени был утвержден официально коллектив МАИ – мастеров аналитического искусства. Тогда было выставлено двадцать работ. Авторы больших холстов – Евгений Кибрик, Борис Гурвич и Дмитрий Крапивный – участвовали в экспозиции, украшали Белоколонный зал. Авторство записано со слов дарителя, ведь Филонов запрещал ученикам подписывать картины. Полотна были созданы за очень короткий срок. Художники работали с утра до ночи. "Плачь, но пиши", – говорил создатель аналитической школы живописи. "Товарищи помогали друг другу. Сам Филонов приложил руку ко всем работам", – утверждает хранитель фонда живописи и графики советского периода музея истории города Вера Ловягина.

Помимо трех огромных холстов на предстоящей выставке покажут и картину "Рабочий, сидящий за столом", которая тоже экспонировалась в Доме печати. 1927 год стал эпохальным в истории филоновской школы. После успешной экспозиции в Доме печати у мастера появилось множество последователей. Чуть позже, в начале 30-х, авангард официально назовут чуждым искусством. Живопись Филонова перестанут выставлять, и некоторые ученики, например, Евгений Кибрик, даже публично отрекутся от учителя.