26.03.2007 | 12:08

Кубист а-ля рюс

Бунтарь в искусстве, один из лидеров авангарда начала ХХ века. Исполнилось 125 лет со дня рождения Аристарха Лентулова. Он учился в Петербурге, входил в круг художников "Бубновый валет", работал в Париже, где его называли "кубистом а-ля рюс". О творчестве мастера, который верил, что миром правит красота, а искусство учит познавать природу, рассказывают "Новости культуры".

Дерзкий и отчаянный экспериментатор, Аристарх Лентулов бросал вызов публике. Успех его картин зачастую сопровождался скандалом. Одна из его самых эпатажных работ – автопортрет 1915 года – создан в духе привнесенного из Франции кубофутуризма. Лентулов увидел себя то ли купцом, то ли балаганным богатырем и назвал автопортрет "Великий художник". У церковной цензуры полотно вызвало шок. Раздались требования снять его и запретить к показу. "Решили, что вот это сияние вокруг головы, это напоминает нимб над головами святых, но явно здесь речь идет не о нимбе, а, скорее, о такой метафоре понятия "светило". Художник – светило", – поясняет старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.

Наклеивая на холст серебряную и золотую бумагу, фольгу, кусочки бархата, Лентулов декламировал, что изобрел новый стиль – орнеизм. Калейдоскоп красок и форм. Архитектурные панно художник превращал в светомузыкальные представления, в которых мир разлетался на тысячи ярких осколков цвета "крап-роза" и зеленой краски "поль-веронез". Он развивал собственные варианты кубизма и кубофутуризма, сочетал их с мотивами древнерусского зодчества, лубка и иконописи. Лентулов предпочитал холсты больших форматов. Полотно "Нижегородский Кремль" хранится в Третьяковской галерее с 1927 года. Спустя 80 лет выяснилось, что формат картины значительно больше, чем указано в инвентарной книге. Как оказалось, часть холста с авторской живописью была загнута и закреплена гвоздями на подрамнике.

"Вы видите, насколько она была меньше. Вот был ее угол, и вся вот эта часть – здесь тоже видны следы от гвоздей. Вот она была настолько меньше. Посмотрите вот здесь: это просто маленькая картина. В общей сложности, она прибавила, наверное, двенадцать сантиметров в ширину и сантиметров десять в высоту", – показывает главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Екатерина Селезнева. Живопись в месте сгиба сильно пострадала, но полотно обещают отреставрировать и показать картину в том виде, какой ее задумал Лентулов, а в инвентарную книгу Третьяковской галереи внести исправления.

Читайте также:
Художник солнца Аристарх Лентулов