26.03.2007 | 12:45

Уникальная находка времен Чингисхана

В мастерских Государственного исторического музея реставрируют уникальную находку. Астраханские археологи обнаружили захоронение, в которых был найден целый гардероб знатной женщины времен Золотой орды. Кто-то задастся вопросом: что можно узнать по истлевшим остаткам ткани? Однако для специалистов это – бесценный источник информации о быте, экономических и других связях людей, живших столетия назад. Рассказывают "Новости культуры".

Два роскошных халата, головной убор и сапожки. Все это принадлежало представительнице высшего сословия золоордынского времени. Как удалось выяснить ученым путем долгих исследований, одежды были ярко красными и оформлены изумительно, тончайшими золотыми нитями. "Оказалось, что это не просто металлические нитки. Мы с учеными из МГУ, Академии наук выяснили, что это сусальное золото нанесено на основу кишечника животного", – рассказывает ведущий научный сотрудник отдела научной реставрации Исторического музея Ольга Ланкратова.

Изготовлены изделия были в Китае, а описанной технологией золототкачества тогда владели лишь восьмилетние китайские девочки, обладающие необыкновенной сноровкой и острым зрением. Как восстанавливать такие исключительные вещи? С этим в реставрационных мастерских почти не сталкивались. Археологический текстиль находят крайне редко. Однако реставраторы, полностью исследовав, не без помощи ученых, природу ткани и нитей, приступают к работе. Сколько на это уйдет времени – месяцы или годы, – сейчас не берется сказать никто. "Задача золотые нитки укрепить, чтобы сохранить, чтобы они дальше не ссыпались. Они очень хрупкие – подбираем растворы, концентраты", – говорит художник-реставратор Анна Мамонова.

То, что уже удалось воссоздать, – также астраханская находка, золоордынский сапожок. Были обнаружены его фрагменты. Коллеги из музеев Кремля помогли превратить их в настоящую обувь времен Батыя и Чингисхана. В соседнем реставрационном кабинете, кипит работа над костюмом императора Петра Третьего. С вещами монархов художники управляются быстро – технология отработана. "Надо сдублировать прокладку: со временем шелк потрескивается, пересыхает. Все поедено молью – будем вставлять в дырочки сукно", – поясняет художник-реставратор Мария Кнутова. На подходе уже следующие единицы хранения, но пока идет лабораторная работа.