13.04.2012 | 10:31

В Доме музыки прозвучал азербайджанский джаз

История «Азербайджанского джаза» берет свое начало с 30-х годов прошлого века. Из газетных статей того времени известно, что в ресторанах Баку играли «очень интересную музыку под непривычным названием – джаз». Первый джазовый оркестр в Баку был создан в 38-м году знаменитыми азербайджанскими композиторами Ниязи и Тофиком Кулиевым, которые выступали с первым джазовым оркестром СССР под управлением Александра Цфасмана. А с именами Вагифа Мустафы-заде и Рафика Бабаева связывают расцвет этого направления. Они много экспериментировали на основе джазовых ритмов и азербайджанской народной музыки. На вечере в Москве выступили сразу несколько поколений музыкантов, которые представляют Азербайджанский джаз сегодня. Рассказывают «Новости культуры».

«Мугам-джаз» – удивительный сплав азербайджанской музыкальной культуры с американской, начало ему положил в 60-е годы Вагиф Мустафа-заде. Круг его последователей ширился, джаз с национальным характером обретал популярность.

Мирджавад Джафаров импровизирует по канве народной песни «Нарезал арбуз». Позже рассказывает о своем инструменте.

«Это «уд», – показывает музыкант. – 11 струн, две с половиной октавы можно брать».

Мастер инструментов «уд» и «тар» Мирджавад Джафаров с теми, кто играет на классических для джаза – рояле, контрабасе и ударных – общий язык находит легко. Секрет прост.

«Мугам и джаз – родственники», – считает он.

Дело в том, что многие виды мугама построены на импровизации.

«Джаз – это свобода, так же и в мугаме», – говорит музыкант Эмиль Афрасияб.

У Эмиля Афрасияба – классическая выучка: окончил Бакинскую консерваторию по классу фортепиано. Но и он свое мастерство использует, чтобы обыграть мотив узнаваемой залом песни.

«Все культуры могут в джазе себя реализовать, и это прекрасно», – считает музыкант Вагиф Садыхов.

Вагиф Садыхов, как и Эмиль Афрасияб, питомец бакинской пианистической школы – с 16 лет в Москве, в 70-х играл в оркестре Олега Лундстрема. Во времена, когда он начинал играть джаз, с информацией – даже в таком «продвинутом» городе, как Баку, – было непросто.

«Ну, на косточках какие-то записи, то есть на рентгеновских снимках, по «глушиловкам», по радио, то есть», – рассказывает он.

«В Баку не было джаз-клубов, в 90-х открылись, на наше счастье, есть и регулярный фестиваль, который проходит с 92-го года», – говорит музыкант Малман Гамбаров.

Салман Гамбаров верит: синтез музыки академической, народной и авангардной возможен в джазе. И Баку для такого синтеза вполне подходящее место.