13.04.2012 | 10:51

В Большом театре прошел вечер памяти Мариса Лиепы

Его прыжки были подобны острым ударам клинка, которые разрезают воздух. Он сочетал незаурядный драматический талант и фантастическое обаяние - таким разным и бесконечно талантливым запомнился миллионам зрителей народный артист СССР Марис Лиепа. Он танцевал ведущие партии с лучшими балеринами. На его спектаклях всегда был аншлаг. А когда он заканчивал выступление – зал взрывался аплодисментами. Минувшим вечером танцовщика вспоминали на исторической сцене Большого театра. Рассказывают «Новости культуры».

«Я хочу танцевать сто лет», – говорил Марис Лиепа. Дожил всего до 52-х, и более 20 из них прослужил в Большом театре. В котором познал и невероятные взлеты – когда зритель шел специально «на Лиепу», и катастрофическое падение – когда в 82 году комиссия Большого признала его профессионально непригодным.

«Раньше дверь на сцену была немножко дальше, – вспоминает Николай Цискаридзе. – А вот ровно на этом месте стоял стол Мариса Эдуардовича. Здесь было его гримерное место. Я знаю много историй о том, как Мариса Эдуардовича здесь гнобили, как он здесь страдал, как его не пускали на сцену – и надо же было, чтоб судьба так сложилась, чтобы выходом на сцену стало его гримерное место».

Николай Цискаридзе в гала-концерте – в партии Фархада в спектакле «Легенда о любви». На премьере в 61-м ее исполнял Марис Лиепа. В возобновленном спектакле в 2003 году – в этой роли вышел его преемник. На вечере памяти – лучшие партии Мариса Лиепы в исполнении солистов Большого и Маринки: неистовый Красс из «Спартака», Базиль из «Дон Кихота» и принц из «Лебединого озера». Андрис Лиепа – весь концерт за кулисами. Говорит, дух отца сейчас здесь – вверху, на четвертом ярусе.

«Мы с отцом репетировали там, на четвертом ярусе был зал – третий и четвертый, – рассказывает Андрис Лиепа. – И мы туда ходили репетировать с ним. Он показывал мне «Жизель», «Видение розы», даже показывал кусочки из «Спартака» – Красса. И когда мы с ним выходили после репетиции, мы заходили сюда, на четвертый ярус и смотрели, как шли спектакли. И как-то он меня обнял, и сказал: когда б ты не выходил туда, я тебя всегда буду смотреть сверху – поэтому это такая символическая история. И мы с Илзе всегда понимаем, что он всегда с нами».

Андрис и Илзе вот уже много лет стараются осуществить то, что задумывал и не успел доделать отец. Последнее достижение – восстановление балета «Видение розы».

«Рудольф Нуреев сказал Андрису, что «ваш папа станцевал «Видение розы» лучше, потому что он так скрупулезно собирал эту хореографию». И Андрис продолжил это, и вот уже сейчас восстановлено 12 балетов из Дягилевских сезонов. И Андрис не останавливается», – говорит Илзе Лиепа.

Уже в июне в Париже пройдут премьеры балетов «Клеопатра», «Видение розы» и «Жар-птица». Если Дягилев начинал свои сезоны в 1909-м году, то в обновленной версии – 21 века «Русские сезоны» начались через сто лет – в 2009. И вот уже пятый сезон дети Мариса Лиепы успешно продолжают восстановленную традицию.

 

Читайте также: 

Памяти Мариса Лиепы посвящен гала-концерт на исторической сцене Большого театра