29.03.2007 | 19:36

Новый эксперимент Ларса фон Триера

Москва снова во власти "Весенней эйфории" – так называется кинопрограмма, которую составляет известный критик Андрей Плахов. Он выбирает фильмы, которые уже стали событием на крупных кинофестивалях, но их прокатная судьба под вопросом. На этот раз в кинотеатре "Ролан" покажут психоделический триллер Дэвида Линча "Внутренняя империя", историческую драму китайского классика Чжана Имоу "Проклятие золотого цветка". Открылся фестиваль "Весенняя эйфория" фильмом "Самый главный босс". Ларс фон Триер снова ставит эксперимент. Рассказывают "Новости культуры".

"Улыбка гения", или пособие для студентов: "Как не стоит снимать, если ты не Ларс фон Триер". Если бы ленту "Самый главный босс" снял кто-то другой, успеха за пределами Дании она бы не увидела. Но это же он, Триер. Мировая критика замерла в ожидании. Во время фильма режиссер не раз заговаривает со зрителем сам. Анонсирует события, вводит новых, неожиданных героев и, наконец, выдает шутливую мораль. Однако в интервью Триер опровергает сам себя: "хорошие комедии безобидными не бывают".

Идея фильма появилась давно и, скорее всего, из личного опыта. Ситуация, когда у фирмы есть фиктивный босс, которого никто не видел и на которого списываются все непопулярные решения, критикам напомнила устройство киностудии самого Триера. В фильме партнер желает иметь дело с "самым главным", и босса в срочном порядке находят. "По сценарию, я преклоняюсь перед творчеством некоего Гамбини, это сыграет роковую роль. Можете не искать имя этого драматурга в книгах – его не существует. Ларс увидел это слово на грузовике с продуктами питания", – говорит актер Йенс Альбинус.

В фильме Триер как будто передает приветы своим кинокумирам. Обстановка в офисе отсылает к ленте Микеланджело Антониони "Ночь". В другой сцене герои смотрят любимый фильм датчанина – "Зеркало" Андрея Тарковского. "Самый главный босс" – это не только эксперимент с новым для режиссера комедийным жанром, но и с технологией съемки. "Не я руководил съемкой, а компьютер. Мы устанавливали камеру, а он по формуле высчитывал все параметры звука и картинки. Кроме того, мы использовали только естественный свет и никакой дополнительной обработки – коррекции цвета и звука", – поясняет Триер.

"Самый главный босс" – фактически, первая лента, которую Триер не выставляет на фестивали. "Надоело. От меня постоянно чего-то ждут. Наверное, поэтому захотелось снять безобидную комедию на родном – датском языке", – признается режиссер.