13.04.2012 | 13:16

О государственном финансировании российских музеев

В последнее время активно обсуждается проблема государственного финансирования российских музеев. Выступая перед Государственной Думой, премьер-министр Владимир Путин сообщил, что «бюджетные ассигнования на поддержку музеев в следующие шесть лет вырастут в четыре раза и превысят 67 миллиардов рублей». Тем не менее, музеям не возбраняется предпринимать попытки самостоятельных заработков. На разработку идеи 83 закона, который бы давал такую возможность, ушло несколько лет. И вот, наконец, он принят - в январе 2011 года. Закон предлагает три варианта существования отечественных хранилищ. С решением музеи должны определиться до 1 июля. Рассказывают «Новости культуры».

Вариант первый – автономный, независимый от государства. Подходит музеям, способным зарабатывать. Такие – в России есть, но почему-то этот путь почти никто не выбирает.
«Что касается автономной формы, то, мне кажется, что здесь есть определенные опасения. Хотя музеи – это организации, которые имеют возможность зарабатывать внебюджетные средства», - отметил заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин.

Дарвиновский музей – один из самых популярных в столице. Яркие, познавательные, а главное – интерактивные – экспозиции ежедневно привлекают сюда тысячи посетителей. В бесплатные воскресенья – раз в месяц – и в ежегодную Ночь музея это здание, кажется, трещит по швам. Рассчитанный на четыре тысячи гостей, музей принимает двенадцать тысяч! Казалось бы, кому, как не ему, проголосовать за самостоятельность.

«Как директор просто побоялась, потому что очень плохо проработана система выдачи субсидий. У меня возникло опасение, что можно попасть в такую ситуацию, что и субсидий-то не получишь. Скажут, что вот раз вы автономные – вот и пожалуйста», - считает директор Государственного Дарвиновского музея Анна Клюкина.

Не умеешь зарабатывать или не хочешь рисковать – есть путь наименьшего сопротивления. 83 закон предусматривает казенную модель. Все заработанные деньги идут государству. А оно музей полностью обеспечивает. Но и здесь – свои минусы.

«Если учреждение становится казенным, то хотелось бы, чтобы пересмотрена была оплата труда. Ну, не может инженер музея получать 6200 рублей. Или младший научный сотрудник – 8-9 тысяч», - объясняет директор Центрального музея Вооруженных сил Александр Никонов.

Сейчас Музей Вооруженных Сил, как и многие его собратья, заинтересован, например, в большом количестве экскурсий. Ведь за счет заработанных денег можно доплачивать сотрудникам. Но этот музей – ведомственный, выбирать ему не позволяют – просто навязывают казенный вариант, фактически лишая стимула расти и развиваться.

83 закон чем-то напоминает камень-указатель– как в старых русских сказках. Направо пойдешь – по казенному пути – самостоятельность потеряешь. Налево пойдешь – по автономной дорожке – на помощь государства можешь не рассчитывать. Поэтому большинство музеев предпочитают идти прямо – хорошо знакомым путем – бюджетным.

На деле этот вариант означает смешанное финансирование. Заработанные деньги музей тратит сам, но главное – получает госзаказы. А за их выполнение – средства из бюджета. Казалось бы – самая оптимальная форма существования в предложенных обстоятельствах. Но музейщики и здесь видят свои риски.

«Заключается государственный заказ – мы перед подрядчиком остаемся должны. Раньше ответственность за эту часть долга несло государство, сегодня уже само учреждение должно отвечать уже собственным имуществом. Это трудно представить, к чему могут привести подобные прецеденты, - говорит директор музея «Ясная поляна» Владимир Толстой.

Вот она – оборотная сторона самостоятельности: ответственность. Впрочем, у «Ясной поляны» – особо ценного объекта культурного наследия – выбор невелик. Автономной по закону быть не положено. Из-за высокого статуса лишен полноты выбора и Эрмитаж. Но его директор в отношении 83 закона давно определился.

«Этот закон, мне кажется, ничего не улучшает, это новые препоны, новые бюрократические сложности», - убежден генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова также считает, что помощь извне музеям просто необходима. А значит - государству следует всерьез заняться бонусами для тех, кто хочет спонсировать музеи.

«Это учреждения, которые сами себя прокормить не могут. Или ну, вот эти выставки, которые мы делаем – за ними же стоят очень большие расходы, вы же догадываетесь. Это же дорого, это все сейчас очень дорого. А страховые оценки!», - напоминает директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова.

Получается – все три варианта, предложенные законом, имеют свои риски. Или ситуацию еще можно изменить, усовершенствовав закон? Например, как предлагают музейщики, четче прописать финансовые механизмы для каждого из трех вариантов. Тогда риски не будут столь пугающими.