23.10.2012 | 10:45

Сегодня исполняется 80 лет писателю Василию Белову

«Деревенская проза». Это не временное «направление» в литературе. Это огромный духовный и эстетический пласт нашей культуры. Это визитная карточка России. Один из родоначальников и лидеров «деревенской прозы», автор «Привычного дела», «Плотницких рассказов», романов «Кануны» и «Год великого перелома» – Василий Иванович Белов сегодня отмечает 80-летний юбилей. Рассказывают «Новости культуры».

Там, где шелестит трава, растут колосья, а вместо заасфальтированной дорожки – тропинка, черпает Василий Белов свое вдохновение.

Он родился в деревне Тимониха. Сюда, в родную деревню, Белов всегда возвращается – найти эту чистую ягоду – точное слово. Без уступок уличному или деревенскому арго, на изысканном русском повествуя о крестьянском «ладе», как сам его называет.

«Белов – мастер, – говорит писатель Юрий Бондарев. – Он, видимо, помнит прекрасную формулу Толстого, добывайте слово просеиванием, то есть трудом, а не легким таким движением ума и ручки по бумаге. Ведь труд писателя – это труд тяжелейший».

Ольга Белова – жена писателя рассказывает, что писать «Привычное дело» он начинал в кладовке – не было места для кабинета. За эту повесть критики окрестили Белова одним из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». Произведение, которое, наряду с «Канунами» Александр Твардовский назвал дерзким. За описание трагических эпизодов деревни, характеров во всем противоречии, со всей правдой.

«Следует еще сказать об этом удивительном молчании-смирении героев Белова, – добавляет Юрий Бондарев. – Смирение – это как бы скрытое сопротивление страстное сопротивление тому, что происходит в деревне».

«Крепостные были. Колхознику не положено было паспортов, а городскому положено, – говорит Василий Белов. – Даже у лошадей были паспорта, а у людей не было, разве не обидно было?»

Белов заступается за простого человека, природу. Он выступал против проектов переброски вод в Каспий и Среднюю Азию – спасал реки и земли от затопления. Хотел повлиять на течение жизни, как потом сам признался. Через политику, кино. Произведения Белова экранизируют.

Советские зрители увидели, как судили комбайнера Смагина, как съездили в город колхозник Егорыч с бригадиром Николем Ивановичем и трактористом Лешкой. А картина «Все впереди» о том, как ученый вернулся к своим истокам, на экранах могла либо вообще не появиться, либо оказаться совсем иной. Режиссера ленты и автора сценария – Николая Бурляева коллеги решили отстранить от съемок.

«Тогда все зависело от Белова, – вспоминает Николай Бурляев. – И он вдруг говорит одну фразу – «а фильм-то получается…»

Писать Василий Белов начал еще мальчишкой – стихи. После – статьи, рассказы… Впервые его напечатали в армии – в военной газете. До поступления в Литературный институт и плотником был, и в сельском хозяйстве работал … Прямо, без лукавства Белов воссоздает на бумаге прочувствованное. Под шелест травы и разноголосье птиц ищет эту чистую ягоду – точное слово.

О поисках чистого слова и главного смысла Василий Белов расскажет в эфире нашего телеканала сегодня. В 18.55 – к юбилею писателя - смотрите программу «Раздумья на Родине». А в пятницу, 26 октября в 10.20 - телеспектакль «Плотницкие рассказы».
 

 

Читайте также:

Василий Белов: «Нам надо делать сообща наше русское дело»