13.04.2012 | 16:44

Спектакль про жизнь трудовых мигрантов в Москве репетируют в "Театре.Doc"

Спектакль-импровизацию под рабочим названием "Акыны" про жизнь трудовых мигрантов в Москве, призванный осознать, как они в действительности адаптируются к другой культурной среде, начали репетировать в столичном "Театре.Doc", сообщил режиссер проекта Всеволод Лисовский.

По его словам, тема ассимиляции и интеграции приезжих заслуживает большего внимания.

"В последние годы трудовых мигрантов стало так много, что игнорировать их просто невозможно. В Москве это миллионы людей, в России, видимо - десятки миллионов. И они как-то закапсулированы. Культурного обмена между мигрантами и аборигенами не происходит. Территориально они оторваны от национальной культуры, но и в местную культуру тоже не включены. Наша задача - сделать проект вместе с мигрантами, который будет интересен и самим мигрантам тоже", - рассказал Лисовский.

Театр.DOC много лет изучает возможности документального театра, и не раз обращался к теме социальных проблем современного общества.

Спектакль "Война молдован за картонную коробку" по документальному тексту Александра Родионова, в частности, пользовался особой популярностью среди театрального андеграунда в начале прошлого десятилетия. Он рассказывает страшную историю о жизни бездомных людей.

Новая постановка Всеволода Лисовского преследует не только социальную, но и художественную цель, в связи с этим сейчас идут поиски формы будущего спектакля. Пока понятно одно - "Акыны" будет использовать традиционную поэзию народов Кавказа и Центральной Азии, которая также отличается документальностью.

"Нам пришла в голову мысль, что у народов Кавказа и Центральной Азии существует своя древняя форма документального искусства: импровизационная поэзия. Ее создатели на разных территориях называются по-разному: акыны, ашуги, бахши. Но принцип один и тот же. Повседневные события жизни претворяются в поэтико-музыкальное произведение. Цель проекта - методами этой народной культуры описать их местное существование, жизнь в другой культурной среде. Обычно ашуг рассказывает про седобородого пастуха, который живет со своими 48 детьми и 688 внуками и, фактически, легитимизирует этот уклад жизни. А наши герои - не пастухи, они работают здесь на мойке или на стройке. Цель нашего проекта - это осознать", - обьясняет режиссер.

Сейчас, по его словам, работа идет с мигрантами из Бадахшана, расположенного в Памирской области Таджикистана.

"Они об этом услышали и, оказалось, что им это тоже нужно. Изначально их было четверо, но после первой встречи одного из них замела миграционная служба и депортировала. С репетиционным процессом возникают большие сложности: у них нет выходных, они сбегают на репетиции под угрозой увольнения. Этим людям не просто жить в той реальности, в которой они оказались, но, когда они берут в руки свои инструменты, они преображаются", - рассказывает Лисовский.

Поэзия, которую слагают акыны, по своей сути импровизационная, спонтанная - она описывает происходящее здесь и сейчас. 

Отталкиваясь от этой природы, авторы спектакля стремятся найти аутентичную форму спектакля.

"Фактически, это хэппенинговая форма, такое южно-кавказское или центрально-азиатское застолье. Предполагается импровизация, в которую могут включиться зрители. Сам текст тоже будет импровизацией, но, конечно, есть какие-то тематические опорные точки. Тут есть опасность скатиться в этно-арт, чего нам бы не хотелось. Не хотелось бы, чтобы получилось так, что мы рассказываем вам про них. Хотелось бы добиться сопричастности зрителя. Сценография предполагается минималистическая, в идеале вообще хочется играть в общежитиях для мигрантов, на стройплощадках", - заключил режиссер.

Премьера проекта ожидается осенью.