04.04.2007 | 14:34

Майя Крылова о спектакле "Экзерсис ХХ"

О спектакле "Экзерсис ХХ" в студии "Новостей культуры" рассказывает балетный критики и председатель экспертного совета премии "Золотая маска" Майя Крылова.

- "Экзерсис ХХ" трудно назвать премьерным спектаклем, и все-таки он привлек внимание экспертов "Золотой маски".
- Дело в том, что на "Маске" мы имеем право выбирать спектакли-возобновления, если это премьера для театра прошлого сезона. Балетный конкурс "Золотой маски" – это конкурс спектаклей. Спектакль этот был поставлен в 1971 году и не шел тридцать лет по идеологическим соображениям. Теперь труппа Якобсона восстановила балет своего основателя, и мы, посмотрев его, решили, что он достоин представлять город Петербург, эту труппу на национальном фестивале.

- Как осуществлялся сам перенос со сцены ХХ века на сцену века XXI? Насколько эта технология была сложна?
- Как обычно, в балете это делается "из ног в ноги". В основном, это делалось по воспоминаниям современников. Великие артисты, которые в этом балете танцевали, очевидцы, знакомые Якобсона. Иногда даже привлекают балетоманов, которые что-то помнят. Но здесь собирали буквально по крохам, с миру по нитке, но собрали.

- Спектакль представлен в номинации "Классический балет", но с другой стороны, это все-таки новаторская работа. Видите ли Вы тут противоречие в данном случае?
- Она была новаторской для своего времени, сейчас она, конечно же, чисто психологически уже относится к классике – ей уже больше тридцати лет. Что касается того, как она выглядит, то Якобсон сочетал классический танец и современный танец. Кроме того, использована музыка Баха в обработке. Так что это была настоящая революция особенно для советского периода, и за этот балет, как и за все свои произведения, Якобсон регулярно "получал по зубам" от советской власти как балетный диссидент.
- Вместо балетных премий…
- Вместо премий. Только сейчас посмертно его оценили.

Все материалы по теме>>>