13.04.2012 | 19:34

Классика и джаз на фестивале Дениса Мацуева

Первый челябинский фестиваль под названием «Денис Мацуев представляет…» – представил публике российских и зарубежных исполнителей самого высокого класса. Публика презентацию оценила, и возложила на организаторов смотра, который за четыре дня триумфально прогремел в шести городах Южного Урала, задачу сделать подобные встречи традиционно-ежегодными. Особенно воодушевил меломанов концерт «Классика и джаз», участие в котором принял и сам худрук фестиваля – пианист Денис Мацуев. Рассказывают «Новости культуры».

В своей любви к джазу Денис Мацуев признавался неоднократно. Джазовыми импровизациями маэстро, как он говорит, «баловался еще в ученические годы», хотя профессура Московской консерватории не слишком одобряла подобное хобби молодого виртуоза, втайне надеясь, что увлечение со временем пройдет. Не прошло!

«Играл в Монтре, в Монреале, – рассказывает Денис Мацуев. – С Бобби Макферрином у нас был такой концерт знаменательный, когда мы буквально за семь минут познакомились до концерта и уже сразу пошли на сцену играть с полной импровизацией. Прямо на ходу придумывали, что там будет происходить, кто за кем играть, кто и когда импровизировать. Но это было настолько органично! Когда находишься на сцене с такими людьми, ты понимаешь, что руки начинают играть сами».

Придумав собственный фестиваль, Мацуев традиционно включает в его программу наряду с классикой джазовые концерты. И в этот раз челябинцам, наконец, удалось увидеть маэстро в другом, непривычном, амплуа. В последнем концерте фестиваля классические исполнители объединились с джазменами, джаз играли на классических инструментах, а «Половецкие пляски» Бородина перемежали пять четвертей Take Five. Такой синтез оказался весьма интересным и удачным.

Аркадий Шилклопер – один из признанных авторитетов в джазовой среде. Поклонникам джазовой музыки его имя знакомо еще с конца 80-х годов, его называют мультиинструменталистом, поскольку он освоил пару десятков инструментов, в том числе уникальный альпийский рог. Сам Шилклопер себя называет «неправильным» музыкантом, у него «собственное понимание джаза».

«Для меня академический музыкант, такой как Денис Мацуев, который играет Рахманинова, он играет его как джазовый музыкант. Или Глен Гульд, который играл Баха так, как будто джазовый музыкант. Для меня джаз – это состояние, собственно говоря, что первоначально слово и означает», – говорит Аркадий Шилклопер.

Борислав Струлев, похоже, с определением коллеги согласен. Типичный классик Струлев оказался ввергнут в джазовую пучину благодаря бывшему однокласснику Денису Мацуеву. Эксперимент оказался уникальным: традиционный джаз – прерогатива контрабаса, а виолончель прежде никогда не привлекала внимания джазменов.

«Виолончель, в принципе, очень даже неплохо вписывается в совершенно гениальные совпадения, – говорит Борислав Струлев. – Я считаю, что наш состав – единственный в своем роде, такого просто нет. Я имею в виду соединение классических инструментов с тем репертуаром, то, что мы делаем, это своего рода рекорд Гиннеса».

Впрочем, и без книги рекордов было понятно, что концерт был обречен на успех и стал достойной точкой музыкального фестиваля на Южном Урале.