05.04.2007 | 11:19

Его называли Андреем Первозванным...

Андрей Тарковский ушел из жизни незадолго до того как был официально признан на родине великим. При жизни автора на полузапрещенных просмотрах его картин небольшие кинозалы набивались битком, но не могли собрать и десятой части зрителей Андрея Тарковского. Его фильмы – это и классика отечественного кино, и часть золотого фонда мирового кинематографа. 4 апреля минуло 75 лет со дня рождения Тарковского. Вечер его памяти прошел в Центральном Доме Литераторов. Рассказывают "Новости культуры".

Под прицелом фото- и телекамер Андрей Тарковский-младший. В России он редкий гость, ведь уже больше двадцати лет он живет в Италии. Кажется, сына встречают так, как должны были бы встречать его отца, но никогда не встречали. Фильмы Тарковского, которыми восхищались Бергман и Феллини, при его жизни не получили ни одной отечественной кинонаграды. "Я ходил на закрытый показ "Андрея Рублева", за который потом нас водили к следователю", – рассказывает народный артист России Вениамин Смехов.

Сейчас весь архив режиссера – рукописи, сценарии, фотографии, а главное, копии фильмов без советских купюр – хранится в Центре Тарковского во Флоренции. К сентябрю Тарковский-младший обещает привезти в Россию свой документальный фильм об отце, а главное, его "Мартиролог" – дневник режиссера. Наконец, уникальная книга появится на русском. В Италии и Франции "Мартиролог" был издан несколько лет назад. "Меня больше поражает интерес там. Много лет я на улицах встречаю людей: в какой-нибудь Тосканской деревушке мне хозяин таверны рассказывает по кадрам фильмы Тарковского", – говорит Андрей Тарковский-младший.

Никто не знает больше о режиссере, чем его оператор. Вадим Юсов и Тарковский сделали вместе "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Солярис". "Ответить одним словом, что он был гением с детства, – это не так. Он осваивал профессию, он ее осмысливал, шел какими-то путями", – говорит Вадим Юсов. Тарковский говорил, что только после того как снял "Иваново детство" понял, кто такой режиссер. Работая над вторым фильмом "Андрей Рублев", у него уже появился свой, фирменный, подход к актерам. "Он подсылал в гримерку помощницу, и она передовала его слова, что он мною не доволен. Это чтобы я был все время в ощущении катастрофы", – вспоминает народный артист России Николай Бурляев.

Из романа "Остров Крым" Василия Аксенова Тарковский задумал сделать кино, но так и не успел. "Сейчас мы обсуждаем, в какой мы степени успешны, неуспешны, какие-то рейтинги считаем. Медийность появилась. Галиматья, которая выдается за критерий. А критерий – это то, что оставил Андрей нам", – убежден режиссер Сергей Соловьев.

Читайте также:
Андрей Тарковский и его "Ностальгия"

Человеку, который увидел ангела