07.04.2007 | 15:48

Повесть Улицкой "Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны"

Режиссер Владимир Фокин снял фильм «Ниоткуда с любовью или Веселые похороны» по повести Людмилы Улицкой. История о человеке, который талантливо жил и решил талантливо умереть. История об эмигрантах, которые на родине не жили, а мечтали о свободе, а на свободе вспоминают о прежней жизни. Один из главных мировоззренческих мотивов творчества Улицкой – жизненый трагизм – нашел непосредственное и последовательное воплощение и в повести, и в картине. В главной и немного неожиданной для этого артиста трагической роли – Александр Абдулов. Рассказывают «Новости культуры».

Островок России на Манхэттене – мастерская художника-эмигранта Алика, харизматичного жизнелюба и сердцееда, который плевал на великую американскую мечту и гнет свою линию даже в «капиталистических джунглях». Улицкая, а вслед за ней и Фокин рассказывают о последних днях Алика: паралич прогрессирует, однако он и не думает сдаваться. Окруженный любящими женщинами и верными друзьями-соотечественниками, он становится режиссером своего последнего спектакля – собственных похорон.

В ролях – жены, любовницы, итальянские туристки, мексиканские музыканты, православные священники и раввины. Звукоряд – джаз, русский фольклор и лозунги, доносящиеся из телевизора: 1991 год. В Москве путч. «Показалось, что это ансамбль, и что ситуации работают сами на себя, и что этот дуэт двоих священников замечателен, – говорит актер и музыкант Владимир Качан. – Меня удивляет, какие в Америке проворные священники: не успел еврей пригласить раввина, как они уже здесь и, заметьте, не очень-то трезвые. И все запоминаются: и негр преклонных годов, который пускается в пляс с Ахеджаковой».

Большая часть картины снималась в одном интерьере. Однако театральной стилистики режиссер избежал. В этом помог и талантливый оператор Геннадий Карюк, и сильный актерский ансамбль: Лия Ахеджакова, Леонид Колган, Владимир Еремин, питерские актрисы Анна Алексахина и Елена Руфанова. У Александра Абдулова, исполнившего главную роль, была сложнейшая задача, большую часть фильма он мог работать только глазами и мимикой. «Он вообще замечательный артист, я его очень люблю, но это его лучшая работа. Для актера крайне неудобная, потому что вся роль в лежачем положении», – считает Владимир Фокин.

Режиссер вовлекает в невероятный хоровод чувств. Есть в картине и бесшабашное веселье, и размышления на тему российских реалий, и легкая грусть человека, стоящего на пороге вечности. «Эта картина, она из разряда тех, она не пытается поразить воображение, заставить восхитится, вызвать восторг, а она просто трогает», – убежден актер Владимир Еремин. Однако, прокатная судьба ленты пока не решена. Кроме единственного показа в Доме кино, шанса увидеть «Веселые похороны» пока не предвидится.