09.04.2007 | 12:07

Восстановленный шедевр академической живописи

Картина Николая Гриценко "Ночь в Тихом океане" – произведение русской академической живописи второй половины XIX столетия. Она хранится в фондах Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля, но уже более полувека нигде не выставлялась. Сейчас специалисты заканчивают реставрацию полотна. Эти работы связаны с еще одним важным для города на Иртыше событием – восстановлением Успенского кафедрального собора. Рассказывают "Новости культуры".

Идеально ровный мраморный пол и свободное пространство – именно то, что нужно для полотна такого размера. Один из выставочных залов омского музея на время превратился в реставрационную мастерскую. Там есть и современнейшие материалы, и утюги различных калибров, которые были презентованы отзывчивыми посетителями музея. Осетровый клей с медом сварен по старинному рецепту. "Используем пузыри плавательные осетровых рыб. Замачиваем на несколько часов. Затем с помощью разных приспособлений приготавливаем уже готовый к употреблению коллаген в виде холодца", – говорит заведующая реставрационными мастерскими омского музея Наталья Минько.

Впервые "Ночь в Тихом океане" экспонировалась на посмертной выставке. Потом вдова художника, вопреки воле автора, который завещал картину Томску, передала эту работу в Музей императора Александра III. В 1927 году полотна больших размеров потребовались для дворцовых интерьеров омского музея. "Более пятидесяти лет картина хранилась на валу. Время от времени мы ее доставали, просматривали, но зритель наш омский и сибирский никогда ее не видел. И вот появляется возможность ее показать", – рассказывает заведующая отделом русского искусства Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Ирина Девятьярова.

В процессе реставрации Наталья Минько вместе с коллегами столичного Военно-морского музея открыла тайну подписи Гриценко. Сделана она на английском языке. Так художник подписывал свои работы во Франции, когда выполнял вместе со своим учителем Алексеем Боголюбовым заказ военно-морского ведомства. Необходимо было увековечить исторический момент – встречу русской и французской эскадры. Вообще власть была благосклонна к талантливому зятю знаменитого Павла Третьякова.

"Летом 1891 года цесаревич-наследник останавливался в Омске на три дня, и его сопровождала государева свита. В этом числе был и Николай Гриценко", – отмечает Ирина Девятьярова. В его функции входило фиксировать события государевой "кругосветки". Одним из центральных событий этого путешествия стала закладка Успенского собора в Омске. Его красотой восхищались Петр Столыпин и Иоанн Кронштадский. В нем когда-то был благословлен на руководство страной Александр Колчак. Сейчас в центре Омска сибирскую святыню восстанавливают, а накануне открытия Успенского собора в Музее Врубеля омичам представят возвращенное к жизни полотно Николая Гриценко.