10.04.2007 | 11:03

Мгновение вечности Владимира Янкилевского

Сегодня в Москве открывается выставка Владимира Янкилевского. Это, по существу, первая ретроспектива работ художника на родине. Янкилевский – один из столпов отечественного нонконформизма и неофициального искусства. Участник знаменитой скандальной выставки в 1962-м году в Манеже, сейчас мастер живет во Франции. В Россию он возвращается с "Мгновением вечности" – так называется его ретроспектива. О том, как идет монтаж экспозиции, рассказывают "Новости культуры".

Янкилевский архаичен и современен, он мистик и практик. Он не может даже сказать, сколько всего работ привезли в Москву. Он не разделяет веры в технический прогресс, да и все, что связано с политикой и социумом ему неблизко. Главным объектом искусства мастер считает человека, а пояснения к своим произведениям дает, скорее, в форме дзен-буддистских загадок. "Жизнь человека ограничена временем увиденного мира между рождением и смертью", – утверждает Янкилевский.

Главная тема для творческих размышлений – соотношение однозначного и конечного материального мира с бесконечным, метафизическим, а также человеческое одиночество. "Вот они: в десяти сантиметрах друг от друга, но они абсолютно чужие и никогда не соприкоснутся. Проблема одиночества", – продолжает художник. Такая данность как закрытые двери – это всегда приглашение посмотреть на другой мир, мир Янкилевского. "Мы не знаем, что там. Это закрытая дверь, а когда мы открываем ее, мы попадаем в совершенно другое пространство. Эта вещь называется "у себя"", – поясняет Янкилевский.

Таким образом, практически целиком свое творчество художник видит впервые. После того как Владимир Янкилевский покинул страну, у него было всего несколько выставок на родине, и одна из них – печально известная 1962-го года. Многие работы остались здесь. Они переправлялись художнику за рубеж неофициально, с редкой оказией – только те, что могли поместиться в чемодан. "Мы были, в настоящем смысле, неофициальными художниками. Ни в позитивном, ни в негативном смысле. Неофициальными просто потому, что нас не было", – говорит Янкилевский. Персональная ретроспектива работ для художника – радостное удивление, а для публики это редкая возможность увидеть вместе все работы одного из столпов нонконформизма.

Сиюминутное абсурдно и случайно. У Янкилевского так бывает часто: вещи материального мира практически выпадают из произведения, оставляя на долю зрителя размышления о вечном.