10.04.2007 | 13:52

История о некрасивой Соне с большим сердцем

Один из уже известных лауреатов "Золотой маски" этого года, Новый Рижский театр привез в столицу две работы Алвиса Херманиса. "Долгая жизнь" – спектакль, признанный "лучшей зарубежной постановкой"; "Соня" – сценическая версия одноименного рассказа Татьяны Толстой. В Москве "Соню" показывают впервые. Рассказывают "Новости культуры".

Патефон, пожелтевшие фотографии, комод, скатерть, ажурная лампа и даже паркет из старой питерской квартиры. Можно долго перечислять, из чего же сделаны спектакли Алвиса Херманиса. В них все настоящее. Реальные вещи для "Сони" собирали почти год. "Например, с обоями была интересная история. Мы жили в Питере у парня, у него были старые обои", – рассказывает художник Кристине Юрьяне.

Все начинается, как ограбление: двое в чулках, надетых на голову, пробираются в чью-то квартиру. Потом уже на наших глазах возникает "Соня". Один актер натягивает на другого женское платье, парик, бигуди, чулки. С этого момента на сцене двое: рассказчик и героиня. "Это не совсем должен быть психологический театр. Немножко должна быть сказочная условность, и он, как кукла", – поясняет режиссер Алвис Херманис.

В рассказе Толстой нет ни одного диалога. Без диалогов обошелся и Херманис. Соня за весь спектакль не произносит ни одного слова, но при этом расскажет все. Она трогательно засыпает с пупсами или украшает шоколадными розочками торт, или аккуратно натирает курицу специями, будто делает ей массаж. Как не полюбить такую Соню? "Это не самоцель играть женщину. Это не тетушка Чарли из Бразилии, где много-много диких обезьян. Это не наша цель", – утверждает актер Гундарс Аболиньш.

Рассказ Татьяны Толстой зрители узнают с первых слов и почти до конца. О толстой, некрасивой Соне с огромным сердцем. Роль автора досталась Евгению Исаеву. Он работал в театре Херманиса монтировщиком сцены, а потом показал режиссеру несколько своих этюдов и был сразу принят в труппу. "Я и пришел в театр с этой целью, только никто не знал", – признается Евгений Исаев.

Простая, эмоциональная история – именно это сейчас интересно Алвису Херманису. Он говорит, что устал балансировать на интеллектуальных виражах. Его спектакли сделаны из простых, но настоящих вещей. Как виртуозно все продумано. И даже финальная песня группы "Чайф" про Соню, которая любит только Петю, бьет в самую болевую точку.

Все материалы по теме>>>