11.04.2007 | 11:22

Открывается фестиваль современного искусства "Пандус"

В Москве открывается еще один фестиваль современного искусства – "Пандус". Он посвящен исчезающим памятникам архитектуры. Фестиваль соберет авторов, чье творчество посвящено идее реконструкции истории. В программе фестиваля – акции, перфомансы и выставки, главные из которых пройдут в знаменитом конструктивистском Доме-коммуне на улице Орджоникидзе. Рассказывают "Новости культуры".

Целлофановые пакеты на окнах – признак последней стадии разрухи. С улицы кажется, что здание пустует. Однако там до сих пор кипит своя жизнь: шиномонтаж, офисы, а на верхних этажах находятся мастерские авангардных художников. Изначально проект был во многом экспериментальным: новые архитектурные решения и материалы, а главное, он был частью глобального эксперимента по созданию нового общества. Экспериментировали с молодежью – студентами.

По задумке архитектора Ивана Николаева, у каждого корпуса были определенные задачи. Все свободное время студенты находились в общественном корпусе – там расположены спортзалы, комнаты для занятий, библиотека. Вечером дружно отправлялись в санитарный корпус, и лишь затем их пропускали в жилой, где находилась тысяча двухместных "кабин для жилья" – по шесть квадратных метров каждая. Принцип пчелиных сот.

"Там предполагались только кровати. Никто не думал, что там можно еще что-то делать. Все остальное – в общественных блоках, общественная жизнь", – поясняет заведующая отделением современной архитектуры Музея архитектуры имени Щусева Ирина Чепкунова. "И этот дом являлся моделью государства, живущего по своим законам и не имеющего связи с внешним миром", – отмечает организатор фестиваля "Пандус", художник Святослав Пономарев.

Пандус уникальной конструкции служил центром студгородка. Его использовали и как спортивный тренажер, а сейчас хотят сделать еще одним центром культурной жизни. Переосмысление советского наследия и размышления об идеальном общественном строе – темы работ тридцати художников из разных стран.

Некоторые мастерские расположены под самой крышей. Святослав обитает там несколько месяцев, Анатолий – с 1968 года. Он учился в Институте стали и сплавов, которому и принадлежит общежитие. "Клетушки потом снесли. Слева сделали коридор, а справа – четырехместные комнаты", – рассказывает художник Анатолий Биншток.

На смену строгой дисциплине пришел студенческий разгул. В шестидесятые общежитие славилось своими вечеринками: там собирались художники и музыканты. "Эта советская власть, она почему-то заканчивалась при входе в общежитие. Здесь все знаменитые группы в 60-е считали достойным, если они приглашались сюда, выступить для студентов", – замечает Анатолий Биншток.

Сейчас Дом-коммуна готовится к новой жизни. Начинается реконструкция, после которой там снова будет общежитие Института стали и сплавов. Однако к грядущим переменам нынешние обитатели Дома относятся двояко, опасаясь, как бы на переломе между прошлым и будущим не исчез гений этого места.