11.04.2007 | 14:39

"Гоголь-моголь" – коктейль из литературной классики

Петербургский режиссер авангардист, лауреат "Золотой маски" Андрей Могучий решил в своем новом спектакле поднять гоголевскую историю о ссоре двух помещиков до уровня мистерии. Легко догадаться, что Иван Иванович и Иван Никифорович вовсе не единственные герои спектакля "Иваны", который представляет собой смелое во всех отношениях попурри из произведений Гоголя. О премьере в Александринском театре рассказывают "Новости культуры".

Когда декорации напоминают конструктор, где пол проваливается, стены раздвигаются, а крыша едет, в буквальном смысле слова, техника безопасности выходит на первый план. Перед спектаклем актер еще раз проверяет тросс: на нем ему предстоит летать над сценой. Частью конструкций управляет компьютер, остальные строят и рушат по старинке – вручную, прямо во время действия. Для этого на сцену с дебютом выходит бригада монтировщиков Александринки. В костюмах и на правах профессиональных актеров.

Как заведено у режиссера Андрея Могучего, на сцене смешиваются сразу несколько действий. Они протекают в разных квадратах и даже плоскостях. Уследить за актерами невозможно, глаза разбегаются. На этот раз Могучий перемешал и объединил в гремучий коктейль произведения Гоголя: "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифорофичем", "Старосветских помещиков", "Страшную месть" и даже "Тараса Бульбу".

Соединять, казалось бы, несоединимое, говорит постановщик, ему помогала внутренняя логика автора. "Трудно сравнивать "Вия" с тем же "Тарасом Бульбой". Но они объединены одним циклом, а значит что-то общее в них все-таки есть. Поэтому внутренние косвенные, космические, эзотерические ходы там присутствуют красной нитью во всех произведениях", – утверждает режиссер.

Больше всего Могучий не хотел, чтобы его Гоголь получился "школьным". Для этого он даже пустился, по собственному выражению, в "арт-бандитизм" – смелые импровизации и копание в подсознании актеров. "Он провоцировал артистов, чтобы вызвать те настоящие эмоции, не театральные. Придумал что-то и сделал, а Могучий пытается достать то, что глубоко-глубоко в тебе сидит. Ты, может, и не знаешь что в тебе это есть, но он умеет это достать", – рассказывает народный артист России Николай Мартон.

"Гоголем-моголем" уже в шутку окрестили некоторые критики этот микс из классики, но актеры не возражают. Главное, говорят они, чтобы после взбалтывания театрального коктейля от спектакля оставался положительный осадок.