12.04.2007 | 13:25

Искусство высокого авангарда на "Московском форуме"

Очередной день фестиваля современной музыки "Московский форум" был российско-германским. Премьера – это дополнительный знак новизны, который должен непременно присутствовать на подобных мероприятиях. Поэтому в фестивальных афишах над каждым вторым сочинением стоит пометка: "Российская премьера". В этом есть ощущение сиюминутности или, как выражается организатор форума Владимир Тарнопольский, "сейчас-создаваемости". О премьерах и героях нового фестивального дня рассказывают "Новости культуры".

"Самый наблюдательный и привлекательный" – так говорят о фестивале "Московский форум". На этот раз организаторы решили привлечь публику немецким ансамблем "Recherche". При этом было высказано справедливое наблюдение: немецкого в нем почти ничего и нет. Название французское, в переводе означает "поиск". Музыканты – итальянцы и французы, абсолютное меньшинство – немцы. Однако иногда на репетициях все же слышна немецкая речь.

Впрочем, редкие немецкие слова иногда мелькают и во время выступления дуэта говорящих гитаристов "Гитариссимо". Сочинение немца Лахенмана "Салют Кодуэллу" – самое коммунистическое творение композитора о том, что пока правила игры диктует общество, искусство не может быть свободно. "Свобода звука – это отказ от привычек", – утверждает немецкий композитор Хельмут Лахенман. Насколько свободен сам Лахенман, показывают участники фестиваля. Играют слайдерами и медиатрами. Слушатель должен поверить, что звучат не акустические гитары, а записанные на магнитофон шумы, и что музыканты импровизируют. На самом деле, все не так. "Весь материал пьесы очень четко написан. Не возникает вопросов у исполнителей. Тут, конечно, парадокс. С помощью точной нотации возникает ощущение импровизации", – говорит гитарист Владимир Горлинский.

В финале вечера привлекательный "Recherche" исполнил музыку Лахенмана. Эти произведения организатор фестиваля Владимир Тарнопольский называет "высоким авангардом". В противовес "поп-авангарду". Разницу того и другого поясняет на примере архитектуры: высокий авангард – это конструктивизм 20-х, а поп-авангард – это изображения конструктивистских зданий на хрущевских пятиэтажках. "У нас, к сожалению, в Москве и в архитектуре, и в музыке много того, что я называю поп-авангардом. Проблема в том, что высокий авангард у нас малоизвестен, а авангард мы узнаем из его эрзацев", – считает Владимир Тарнопольский. Однако для наблюдательного фестиваля особенно привлекателен именно высокий авангард.

Все материалы по теме>>>