12.04.2007 | 13:43

Как спасти конструктивистскую Москву?

В ближайшую субботу в Москве откроется необычный фестиваль. Он появился как результат понимания того, что исторический архитектурный облик городов постепенно превращается в настоящую многоуровневую проблему. В ней сплелись философия, целесообразность, история, коммерция. Как не дать Москве превратиться в декорацию самой себя? Является ли реконструкция спасением от безысходности или компромиссом? Это главные темы Международного фестиваля современного искусства, который посвящен исчезающим памятникам. В этом году – памятнику конструктивизма Дому-коммуне архитектора Николаева. Рассказывают "Новости культуры".

За одним столом – художники, музыканты, поэты, философы. Разные средства воздействия, но задача одна – привлечь внимание к уникальным памятникам архитектуры, которых в Москве становится все меньше. "Здания подобны людям. В сущности, погибают целые народы, но это не умаляет возможности спасти отдельных людей. И вот интенция спасти отдельное здание, в ней, мне кажется, невероятное упование, надежда этого фестиваля", – считает поэтесса Татьяна Данильянц.

Название фестивалю дал уникальный по своей конструкции треугольный пандус – конструктивистский эксперимент, как и само здание, в котором он находится. Дому-коммуне на улице Орджоникидзе посвящен первый фестиваль. В 20-е годы прошлого века, проект Дома-Коммуны был частью глобального эксперимента по созданию нового общества. Именно поэтому переосмысление советского наследия и размышления об идеальном общественном строе – главные темы работ тридцати художников из разных стран. "И этот дом являлся моделью государства, живущего по своим законам и не имеющего связи с внешним миром", – рассказывает организатор фестиваля "Пандус", художник Святослав Пономарев.

Экспериментировали с молодежью – студентами. По задумке архитектора Ивана Николаева, у каждого корпуса были определенные задачи. Все свободное время студенты находились в общественном корпусе – там расположены спортзалы, комнаты для занятий, библиотека. Вечером дружно отправлялись в санитарный корпус, и лишь затем их пропускали в жилой, где находилась тысяча двухместных "кабин для жилья" – по шесть квадратных метров каждая. Принцип пчелиных сот.

"Клетушки потом снесли. Слева сделали коридор, а справа – четырехместные комнаты", – рассказывает художник Анатолий Биншток. Он обитает в этом доме с 1968 года. Здание принадлежит Институту стали и сплавов, в котором он учился. В его время строгая дисциплина сменилась студенческим разгулом. В 60-е здесь собирались художники и музыканты. "Эта советская власть, она почему-то заканчивалась при входе в общежитие. Здесь все знаменитые группы в 60-е считали достойным, если они приглашались сюда, выступить для студентов", – замечает Анатолий Биншток.

Сейчас там находится мастерская художника, по соседству – многочисленные офисы. Однако скоро у Дома-коммуны будет другая жизнь. Начинается реконструкция, после которой здесь снова будет общежитие. Однако к грядущим переменам художники относятся двояко, опасаясь, как бы на переломе между прошлым и будущим не исчез гений этого места.

Читайте также:
Открывается фестиваль современного искусства "Пандус"