13.04.2007 | 11:42

Учитель Эйзенштейна и Александрова

Сто десять лет назад в этот день родился оператор Эдуард Тиссэ. Он стал одним из первых военных кинооператоров. Он же впервые запечатлел на пленку Ленина, а в начале 20-х в первых рядах пришел преподавать во ВГИК. В 1924 году Эдуард Тиссэ познакомился с Сергеем Эйзенштейном и привел его в кино. Вместе они работали над фильмом "Стачка" и потом уже не расставались. Все свои шедевры Эйзенштейн снимал только с Тиссэ. Рассказывают "Новости культуры".

Борис Волчек, Александр Левицкий и Эдуард Тиссэ. Проходя по коридору операторского факультета ВГИКа, не заметить их фотопортреты не возможно. Эти портреты не только символ памяти, но и первая задачка для абитуриентов. Назвал фамилии великих мастеров, считай, первое испытание прошел. Такая традиция на факультете.

Технические и творческие приемы Тиссэ сегодня остаются предметом для изучения. Просматривая фильмы знаменитого мастера, будущие операторы вдруг понимают, что они пытаются изобрести сегодня то, что было сделано им еще восемьдесят лет назад. Декан факультета Александр Рыбин – один из последних учеников Эдуарда Тиссэ. Говорит, строгий был учитель, но очень заботливый, порой даже чересчур. "Он, например, следил за нами, бритые мы, или нет", – рассказывает декан кинооператорского факультета ВГИК Александр Рыбин.

"Он очень забавный был человек. Всегда стрижен коротко, уши торчат, очки всегда. Скромный был, стеснительный" – таким запомнил своего учителя Георгий Куприянов, оператор знаменитых "Джентльменов удачи" и "Женитьбы Бальзаминова". На курс к Тиссэ он пришел после войны. Есть фотография, на которой ученики уже знаменитого на весь мир оператора крутят ручку механической кинокамеры. Аппарат с мотором тогда был большой редкостью. "Он говорит, у вас есть машинка "Зингер" дома? – Есть. – Вы каждый день обязательно вращайте, тренируйтесь", – рассказывает Куприянов.

Тиссэ преподавал во ВГИКе сорок лет. Сколько за это время он воспитал операторов, трудно сказать. Но то, что его первыми учениками были Эйзенштейн и Александров, – исторический факт, запечатленный в 1970 году телекамерой. "Тиссэ преподавал нам азбуку кино, и Эйзенштейн считает его своим учителем. Первым учителем практическому кино, когда мы начинали работать вместе", – говорил режиссер, народный артист СССР Григорий Александров.

Кроме личной фотографии декана в архиве ВГИКа обнаружилось еще несколько снимков: Тиссэ на занятиях, карточка с доски почета, снимок с похорон знаменитого оператора. Есть фотографии семьи Эдуарда Каземировича – жена и дочь. Последние годы жизни Тиссэ вместе с семьей жил в доме №5 по Кутузовскому проспекту. После его смерти супруга Бианка пыталась устроить в квартире музей мужа. Киноведы говорят, что ей удалось собрать уникальный архив. Организовать музей ей не удалось, а собранные артефакты просто исчезли. Говорят, что дочь Тиссэ Алена вывезла их с собой в Норвегию и делиться с Российскими историками кино не желает.

к юбилею кинооператора Эдуарда Тиссэ, в нашем эфире – знаменитый "Броненосец Потемкин". Этот фильм был снят и смонтирован всего за четыре месяца. Создатели торопились к двадцатилетию первой русской революции. Свои и чужие, друзья и враги. Бунт, графически расчерченный и эмоционально просчитанный, поэтому флаг должен был быть обязательно красным. Как и штурм Зимнего, позже снятый Тиссэ в фильме "Октябрь", история восставшего корабля воспринимается зрителями как хроника реальных событий. Смотрите "Броненосец Потемкин" сегодня, в 11.00.

Читайте также:
Перспектива кадра