13.04.2007 | 18:07

Марина Давыдова о премьере в Студии Сергея Женовача

О сегодняшней премьере Студии театрального искусства Сергея Женовача в студии "Новостей культуры" рассказывает театральный критик Марина Давыдова.

- Карьера Сергея Женовача складывалась не совсем традиционно: сначала он поставил довольно много спектаклей на солидных столичных сценах, даже был руководителем Театра на Малой Бронной, и вот только теперь создал свою Студию. Это логичный ход событий, на Ваш взгляд?
- Я не знаю, насколько он логичен, скорее, необычен. Потому что вообще современный тип режиссера – это такой "режиссер-летун", который не имеет своей студии, своей специальной вотчины, и перемещается с площадки на площадку. В этом смысле, студия Сергея Женовача – это совершенно уникальное явление, практически единственное за последнее время возникшее в нашем театре, когда Сергей Женовач и его студенты попытались воспроизвести то, что когда-то было самым важным в русском театре, – театр как коллектив единомышленников.

- Женовач – настоящий классицист. В репертуаре его Студии есть спектакли по Достоевскому, по Лескову, по Гончарову. И вот теперь "Игроки". Ведь это не первое обращение Женовача к Гоголю?
- Не первое. Он ставил и "Ночь перед Рождеством" в Театре на Малой Бронной, и обращался к пьесе Нины Садур "Панночка", которая, собственно, является переложением "Вия" Гоголя. Я бы сказала про Женовача другое. Знаете, если сравнить его с Петром Фоменко, а ведь Студия Сергея Женовача создана в какой-то степени по образу и подобию Мастерской Петра Фоменко, и Женовач – ученик Фоменко. Их очень многое роднит, но отличает их то, что для Фоменко всегда любые идеи становились объектом для игры. Для Сергея Женовача очень важно другое: для него лицедейство есть способ проверки этих самых идей. У него не театр, проверяемый идеями, а идеи, проверяемые театром. Это очень важно.

- Жанр спектакля "Игроки" определяется как "Жульничество в девяти эпизодах и двадцати пяти явлениях". На первый взгляд, это обещает остро социальную историю, реплики на злобу дня. Это важно для режиссера?
- Очень сомневаюсь, что Сергей Женовач сделает остро социальную историю. За все время, пока я смотрела его спектакли, никогда ничего злободневного он не делал. Его отличает удивительная теплота и душевность. Ему всегда была чужда изнанка человеческой души, гротеск. Даже в спектаклях по Достоевскому, по Гоголю это всегда отсутствовало. Однако всегда присутствовал добрый юмор, лукавое сценическое озорство, и я почти уверена, что они будут присутствовать и в этом его спектакле. Несмотря на то, что артисты носят современные костюмы, легче всего предположить, что это будет остро социальная сатира, но я очень в этом сомневаюсь.

Читайте также:
"Игроки" – чисто мужской спектакль Сергея Женовача