17.04.2007 | 10:08

Открывается фестиваль детского театра "Арлекин"

Сегодня в Санкт-Петербурге открывается фестиваль театрального искусства для детей "Арлекин". В конкурсной программе этого года представлено девять спектаклей. Сами организаторы форума называют "Арлекин" "скорой помощью" и даже "кислородной подушкой" для современного детского театра. Рассказывают "Новости культуры".

"Ребенку не нужна манная каша, ему нужен орех по зубам" – эти слова создателя единственного в России Детского музыкального театра Натальи Сац любят повторять ее коллеги. Но актеры получают мало, и многие воспринимают театр как школу по освоению сценического опыта. Со студентами ГИТИСа занимается главный режиссер театра Виктор Рябов. Он рассказывает, как учила показывать зверей сама Сац. Современные звери совсем другие.

В Театре кукол Сергея Образцова считают, что дети по природе своей консервативны. Они любят одних и тех же кукол, одни и те же сюжеты. Поэтому многие спектакли идут в театре шестьдесят и даже семьдесят лет. Однако долгая жизнь старых спектаклей не решает основной проблемы детского театра – отсутствия в нем драматургии. "Театры работают, как правило, без драматургии. То есть режиссер берет некую сказку, историю, некую свою идею и делает спектакль, минуя стадию пьесы", – поясняет заместитель директора Театра кукол имени Образцова Борис Голдовский.

Основная цель такого акта самодеятельности – говорить на языке ребенка, который кажется понятным режиссерам. Но это только кажется. "Детишкам должно быть понятно, поэтому мы будем разжевывать, как для глупых. Будем делать "квадратно-гнездово-правильно". Обязательно разноцветно", – говорит художественный руководитель "Арт-театра" Дмитрий Калинин.

Кроме того, мало кто из режиссеров желает всю жизнь ставить "Колобков" и "Теремки". Хочется замахнуться и на "Короля Лира". Хотя этой проблемы в Театре юного зрителя удалось избежать Генриетте Яновской. Она считает, что детского театра не может быть по определению, и театральные подмостки – далеко не первое, с чем нужно знакомить детей. "Это опасно маленького ребенка вести в театр. Не в кукольный, а когда на большой освещенной сцене ходят большие люди", – считает художественный руководитель МТЮЗа. Поэтому в Театр юного зрителя приходят семьями, а люди на сцене не ходят, а летают. Именно труд актеров, как оказалось, привлекает детей в театре.