18.04.2007 | 19:57

Новатор или шарлатан?

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Леопольда Стоковского, одного из самых ярких и противоречивых дирижеров в истории музыки. Ему принадлежат знаменитые слова, ставшие впоследствии афоризмом: "Этот оркестр совершил чудо. Произведение, в бессмертии которого я был убежден, он уничтожил за полтора часа". О том, как дирижировал Стоковский, музыканты спорят до сих пор. Рассказывают "Новости культуры".

Шарлатан или новатор? Эти споры относительно Леопольда Стоковского начались еще при жизни дирижера. Не утихают они и до сих пор. "Опыт Стоковского, на мой взгляд, должен научить тому, как не стоит читать классику и особенно современную музыку", – считает научный сотрудник Центра современной музыки Федор Софронов. Он объясняет это так: Стоковского в середине прошлого века пыталась "заесть" музыкально необразованная американская среда. Стоковский в ответ избрал тактику компромисса: играть то, что хочет он, но доступно.

Стоковский брался исполнять многие произведения. "Колоссального репертуара. Очень большой провидческой эрудиции, что позволяло даже в 30-е годы, когда он руководил Филадельфийским оркестром, играть такие сочинения, как "Воццек" Берга, Шенберга, многие сочинения Прокофьева и Шостаковича", – рассказывает дирижер Геннадий Рождественский.

Стоковский впервые в Америке сыграл Седьмую симфонию Шостаковича и первый из американских дирижеров оказался востребованным на Студии Диснея и в Голливуде. В фильме "Сто мужчин и одна девушка" с Диной Дурбин в главной роли Стоковский сыграл сам себя.

Стоит заметить, что Леонид Утесов со своим оркестром все же опередил американского коллегу на пять лет, снявшись в фильме Александрова "Веселые ребята" и получив за это фотоаппарат. Стоковский, как истинный американец, несмотря на то, что его родители были выходцами из Польши и Ирландии, любил технику, занимался звукозаписью и даже сам выставлял микрофоны перед концертами. Однако своему оркестру предоставлял свободу.

Стоковский говорит: "Надо давать музыкантам немного свободы дыхания, и я это допускаю", – говорил дирижер. Леопольд Стоковский, ценивший свою свободу, оставил право выбора и тем, кто до сих пор не может ответить на вопрос: шарлатан он или новатор?

Читайте также:

Полубог Леопольд Стоковский