19.04.2007 | 13:43

Иконы из частных коллекций в Музее Рублева

Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева представляет проект "Иконы из частных коллекций". Первым в этой серии представил свое собрание "Эксперт-клуб". Это иконы XV – начала ХХ века из разных регионов России. Несмотря на строгость канонов и известную заданность иконографии, новгородские, вологодские, московские, старообрядческие, мстерские и палехские иконы демонстрируют русскую иконопись во всем ее многообразии. Рассказывают "Новости культуры".

Сейчас собирать иконы модно, но были и другие времена. В начале двадцатого века их уничтожали, активно вывозили на Запад, продавали на аукционах. Сложилось так, что в России их оказалось меньше, чем на Западе. Колллекционеры, собиравшие иконы, подвергались репрессиям. Игорь Тарноградский увлекся иконами тридцать лет тому назад, после того как прочитал книгу Владимира Солоухина "Черные доски". Теперь он пытается вернуть на родину иконы, которые оказались за границей. Некоторые иконы из его коллекции были проданы когда-то на аукционе "Сотбис". "На этих иконах сохранилась печать, что они позволены к вывозу через Торгсин – то есть продавали за валюту в тридцатые годы, и вот так они вернулись сюда", – рассказывает Игорь Тарноградский.

Уникальны и неканоничны по иконографии образы Донской и Тихвинской Божьей матери XV века, редко встречаются иконы Богоматери Оранской. Гордостью коллекции стала икона Николая Угодника. "Список с иконы Николая, которая находится при мощах, – сербская икона, которая находится при мощах в городе Бари", – поясняет коллекционер.

Необычна судьба еще одной иконы с изображением Николы из Новгорода, найденная совсем недавно в плачевном состоянии. После реставрации оказалась, что это XV век. "Эта икона была совершенно черная. Видно было по обороту, что она древняя. Она была почти съедена жучком, и человек, который ее вывез из Новгородской области, он ее хотел продать не глядя", – говорит доктор искусствоведения Ирина Бусева-Давыдова.

Коллекционер Игорь Тарноградский считает, что, несмотря на то, что иконы написаны по определенным правилам, они более разнообразны, чем живопись. Ведь каждый мастер вносит в иконы свое представление о святых образах и это делает их неповторимыми.

Читайте также:
Русские иконы XV – начала XX века в Музее Рублева