20.04.2007 | 11:55

Артист без амплуа, талант без границ

Артист без амплуа, талант без границ. Сегодня исполняется восемьдесят лет со дня рождения Павла Луспекаева. Его любили и коллеги и зрители. Строгий Георгий Товстоногов позволял называть себя просто "Гога". О судьбе великого артиста и необыкновенной личности рассказывают "Новости культуры".

Павел Луспекаев никогда не требовал к себе особого отношения, но его любили все артисты БДТ. Вот уже сорок лет Георгий Штиль каждую роль меряет по специальной мерке – "луспекаевской" – и признается, не он один. ""Поднятая целина". Ну что там? Приехал Евгений Матвеев, посмотрел. И я был свидетелем, когда он пришел к Паше в уборную, встал перед ним на колени и сказал: "Паша, я бы так не смог!"", – вспоминает народный артист России Георгий Штиль.

Про таких говорят: масштабная личность. Его темперамент не умещался в рамки не только на сцене. Павел Луспекаев так входил в роль, что иногда даже пугал коллег. Однажды на репетиции в самый патетический момент раздался скрип: в суфлерской будке не выдержал пол. Луспекаев спас провалившегося суфлера: вытащил его и долго тряс в воздухе, чтобы тот в следующий раз был аккуратнее.

Среди театральных работ за все годы не было ни одной главной роли, но Луспекаева узнавали даже без слов. Он редко дословно учил текст и всегда добавлял реплики от себя. Говорил, так точнее. "Роли, более скромные по своим габаритам драматургическим, он всегда их настолько мощно играл, что невозможно было представить другого человека в такой же роли", – рассказывает главный хранитель Музея БДТ Вениамин Каплан. Режиссер Владимир Мотыль до последнего сомневался, сможет ли Луспекаев играть Верещагина в "Белом солнце пустыни". В тридцать лет у артиста началась серьезная болезнь ног. Ему делали одну операцию за другой, а работать он мог все меньше.

В последние годы Павел Луспекаев в театре играл мало. К каждому спектаклю готовился заранее, а из дома выходил за несколько часов. С ним всегда шла жена и брала с собой маленькую складную скамеечку. Луспекаев останавливался, отдыхал и шел дальше, и так – каждые двести метров. Его не стало в 1970 году. Накануне столетия со дня рождения Ленина. Поэтому церемония прощания была скромной. Даже панихиду в БДТ пришлось отменить. Теперь его имя – в истории театра и кино. Телеверсий спектаклей почти не осталось, да и фотографий всего одна папка. В ней одиннадцать театральных сезонов и десяток ролей, из которых нет ни одной второстепенной.

Сегодня к юбилею со дня рождения Павла Луспекаева телеканал "Культура" показывает фильм-спектакль "Эзоп" (начало в 14:35) и документальный фильм из цикла "Острова", посвященный актеру (начало в 22:45).

Читайте также:
Иная судьба Павла Луспекаева