22.04.2007 | 14:54

Одиннадцать историй о любви

Он влюбился в кино в пять лет, когда увидел "Броненосец "Потемкин"" Эйзенштейна. Встреча с великим режиссером произошла чуть позже: в фильме "Бежин луг" он играл в массовке, а в шестнадцать лет просто пришел и сказал: "Согласен чистить вам ботинки, только научите снимать". Он научился и создал поистине народное кино. 21 апреля исполнилось 85 лет со дня рождения режиссера Станислава Ростоцкого. Его фильмы: "А зори здесь тихие", "Дело было в Пенькове", "Доживем до понедельника", "Белый Бим, черное ухо" мгновенно становились популярными. Каждый открывал новую звезду советского экрана. Рассказывают "Новости культуры".

Актрис на главные роли в картину "Дело было в Пенькове" – Светлану Дружинину и Майю Менглет – Ростоцкий нашел сразу, а вот с главным героем все оказалось не так просто. На эту роль претендовало около десятка актеров. В конечном итоге досталась она Вячеславу Тихонову. Однако пока его утверждали, картина уже была запущенна в производство. Поэтому в любовных сценах, на крупных планах партнером девушек не без удовольствия стал сам Станислав Ростоцкий. "В его ясные голубые глаза мы бросали все реплики и любви, и ревности, и он так переживал, у него слезы текли и улыбка была. И мы все были в него чуть-чуть влюблены", – признается Светлана Дружинина. Даже если на площадке оказывался целый отряд очаровательных женщин, Ростоцкий оставался кавалером, внимания которого хватало на каждое юное дарование.

Говорок для своей героини Лизы Бричкиной актриса Елена Драпеко подбирала вместе с режиссером. "Мы выбрали близкий к архангельскому. Он более мягкий. Он, вроде, как есть, а вроде, как и нету", – вспоминает актриса. "А зори здесь тихие…" – история про войну. Цветные сны о мирной жизни, о любви, которые видят героини, – это находка режиссера. В повести Бориса Васильева этого прописано не было. Ростоцкий считал, что только так он сможет подчеркнуть весь ужас этой войны. По этой же причине для него была очень важна и сцена в бане. Правда, уговорить на обнаженку юных советских актрис было нелегко. "Он нам говорил: "Пройдет пятьдесят лет, и я вам покажу эти кадры, и вы будите, восхищены, какие вы были молодые и красивые"", – рассказывает Елена Драпеко.

Сцена в бане была одной из преград на пути фильма к зрителю. "Аморалка!", – кричали киношные чиновники. В 70-х, из телеверсии эту сцену вырезали вовсе. Все не вошедшие в картину кадры Станислав Ростоцкий бережно хранил в своем гараже, чтобы, как и обещал спустя пятьдесят лет показать их своим любимым актрисам. "Мы не сможем посмотреть эти кадры, потому что гараж сгорел, и вот там же сгорели, к нашей печали, эти кадры красоты нашей и юности", – говорит Елена Драпеко.

"А зори здесь тихие…" – один из величайших фильмов о войне. Голливудская академия киноискусства включила его в пятерку лучших картин 1972 года. На "Оскар" от СССР выдвигался еще один фильм Ростоцкого – "Белый Бим Черное ухо". За сорок лет работы в кино режиссер снял одиннадцать кинофильмов – одиннадцать историй о любви и о любви к жизни.

Читайте также:
Станислав Ростоцкий. Доказать, что надо жить