23.04.2007 | 11:13

Произведения Стравинского на Пасхальном фестивале

Сегодня в Большом зале консерватории состоится концерт Пасхального фестиваля, составленный из произведений Стравинского. Опера "Царь Эдип", кантата "Звездоликий", Фортепианный концерт. Валерий Гергиев представляет разные стороны таланта композитора. В год 125-летия со дня рождения Стравинского дирижер продолжает знакомить зрителей с музыкой, которая все еще остается для многих неизвестной и непонятой. Рассказывают "Новости культуры".

"Я умею ждать, как насекомое. Очень важно ждать и уметь ждать", – говорил Стравинский. 125 лет должно было пройти со дня рождения Игоря Стравинского, чтобы все, кто так ждал исполнения его музыки, дождались. Многие его сочинения никогда не звучали в России, а некоторые – в основном, балеты – наоборот, здесь хорошо известны. "Это музыка непростая, и я знаю людей, которые говорят про нее: "Нет, не мое". А для артистов балета – они должны считать, иначе выпадешь из ритма и не попадешь в эту фразу", – говорит художественный руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский. В отношении "Петрушки" и "Весны священной", наиболее популярных сочинений композитора, это замечание особенно верно.

Гергиев берется за эти партитуры почти в каждом сезоне. Опера "Царь Эдип" практически не звучит ни в России, ни на Западе. Редкий случай – исполнение в Токийской опере, при участии Джесси Норман. "Царь Эдип" сложен не только с музыкальной точки зрения, но и тем, что текст написан на латинском языке. Для Стравинского это был особый, сакральный язык. С его помощью он адаптировался к жизни на Западе. "Когда он окончательно стал эмигрантом и осознал это, он даже написал: "Русский язык – изгнанник моего сердца – сделался для меня недоступным"", – поясняет доктор искусствоведения Светлана Савенко.

Кантата "Звездоликий" – одно из самых нерентабельных сочинений за всю историю музыки. Очень большой оркестр, огромный хор и солисты выходят на сцену, чтобы провести на ней всего пять минут – именно столько длится сочинение. Поэтому и играют его нечасто. Любители музыки и музыковеды уже давно оценили смелость Гергиева, однако рассматривая всю программу Пасхального фестиваля, готовы вспомнить газеты прошлых лет. "Как говорится, "Если бы директором был я" – была такая рубрика в газете. У нас неизвестны его поздние сочинения. Что-то играли, что-то вообще не звучало. Поэтому в программе существует перекос в сторону его ранних сочинений", – отмечает Светлана Савенко.

Сочинения 40-х – 50-х годов пока остались без внимания. Однако Валерий Гергиев известен своим основательным методом работы: если уж играть, то сразу все из написанного композитором. Поэтому велика вероятность того, что с годами вся музыка Стравинского, наконец, будет исполнена в России. "Важно ждать и не скучать при этом", – так говорил Стравинский.

Все материалы по теме>>>