26.04.2007 | 11:58

Музыка возвращается на Родину

В Большом зале столичной консерватории состоялся необычный концерт. Считается, что искусство интернационально. С этим полемизирует название концерта: "Музыка возвращается на Родину". Владимир Федосеев и Питтсбургское фортепианное трио представили музыку композиторов-иммигрантов: Юона, Черепнина и Рахманинова. Рассказывают "Новости культуры".

Питтсбургское трио возникло четырнадцать лет назад. Это скрипачка Дженнифер Орчард, виолончелист Михаил Истомин и пианист Игорь Краевский. Нет ничего удивительного в том, что время от времени они играют русскую музыку.

Павел Юон родился в Москве, учился в консерватории. С "первой волной" эмигрировал в Германию, оттуда бежал от нацистов в Швейцарию, где работал с партитурами Сибелиуса. Партитуры самого Юона затерялись в фондах немецких библиотек, а когда два года назад нашлись, оказалось, что работать с ними невозможно: они буквально рассыпались от ветхости. Не меньше удивило специалистов и то, что даже одно произведение несло на себе яркий отпечаток всей той музыки, которая окружала Юона.

"Юон, средний его период, когда он жил в Берлине, – это больше влияние Брамса. Потом – Штраус, потом – французский шансон", – говорит участник Питтсбургского трио Игорь Краевский. "Он – соединение между Чайковским и Стравинским по времени, фактуре", – считает другой участник трио Михаил Истомин.

Влияние Стравинского сказалось и на творчестве Александра Черепнина, эмигрировавшего во Францию в 1921 году. Его Дивертисмент для оркестра – ровесник "Петрушки" и "Весны священной".

В начале 80-х Владимир Федосеев играл непопулярного тогда Рахманинова и называл его музыку любимой. Признается, что в этом концерте "отвел душу". "Мне кажется, в этом есть какая-то глубокая идея. Вот этот разрыв, потеря этих имен больших. Вернуть этих людей в нашу душу", – говорит народный артист СССР Владимир Федосеев.

В начале ХХ века из России уехали тысячи музыкантов, и эти потери со временем компенсирует "Музыка, возвращенная на Родину".