27.04.2007 | 23:48

О спектаклях Европейской театральной премии

Главным событием дня-открытия театральной Европейской премии стал показ спектакля Алвиса Херманиса "Долгая жизнь". Натуралистичная зарисовка из жизни дома престарелых не имеет литературной основы. Театр действия интересует современных режиссеров куда больше, чем сценические интерпретации классических текстов. В театре, как и в кино, прочно укрепился жанр документалистики, где нет места литературному вымыслу. О втором дне работы Европейской театральной премии в Салониках рассказывают "Новости культуры".

Режиссер Алвис Херманис называет свой театр авторским, а не документальным: "Здесь все-таки играют актеры", – объясняет он. А вот в спектакле "Отцы", который он тоже привез в Салоники, непрофессиональные актеры со сцены расскажут реальные истории из жизни своих отцов, но это будет завтра, а сегодня Алвис Херманис репетирует свой новый спектакль "Звук тишины". Дело происходит в той же квартире, где жили герои его "Долгой жизни", тридцать лет спустя. "Я не из тех, кто думает, что театр – продолжение литературы. Театр имеет свои инструменты, иногда даже более выразительные, чем слова", – считает Херманис.

Современному режиссеру интересно ставить то, что происходит здесь и сейчас, говорит Херманис. Драматурги учитывают эти требования и предлагают не выдуманные сюжеты, а документальные кадры. "Я думаю, этот процесс более или менее постоянный – по крайней мере, за последнее столетие. Как только век режиссуры утвердился, театр стал отстаивать свою, свободную от литературы зону", – поясняет театральный критик Алена Карась.

Сербский драматург Биляна Срблянович на страницах своих пьес соединяет литературный дар с точным знанием театральной конъюнктуры. Она оставляет драматические коллизии на откуп режиссеру и предоставляет ему максимальную свободу. Срблянович готова к тому, чтобы ее пьесы трансформировались до неузнаваемости, лишь бы режиссеры перестали снова и снова ставить Шекспира и Чехова. "Иногда, конечно, смотришь спектакль и вообще не понимаешь,это вообще о чем? Это не моя пьеса", – утверждает драматург.

В нынешнем году на Европейской театральной премии не ждут классиков. Это год новых театральных форм и решений, в которых литературе нет места. Сегодня в Салоники приехал главный гость форума Робер Лепаж – режиссер, для которого литературный текст никогда не был отправной точкой для создания спектакля.

Европейская театральная премия – законодатель театральных мод для всей Европы. Сегодня на ее площадках новый тип театра, который спровоцировал рождение новой драматургии: пластичной и безсюжетной. Такие пьесы можно резать, переставлять местами фрагменты, тасовать героев и контекст. В современном театре драматургия перестает быть литературой, как уже перестали быть литературой киносценарии и сценические реконструкции.

Все материалы по теме>>>