28.04.2007 | 11:39

"Борис Годунов" - эксперимент или вершина карьеры?

Мировая премьера на телеканале "Культура". Сегодня вечером в 18:55 наш телеканал начнет прямую трансляцию из Большого театра. На сцене - опера "Борис Годунов" в постановке Александра Сокурова – один из самых ожидаемых и самых обсуждаемых спектаклей сезона. Рассказывают "Новости культуры".

Оперная сцена. Те, кто хорошо знает Александра Сокурова, уверены, что рано или поздно он добрался бы и до нее. Потому что большая серьезность сочетается у него с тягой к экспериментам.
Согласившись ставить "Бориса Годунова" в Большом, Сокуров, конечно, рисковал. "Годунов" - негласно - считается главной русской оперой. К тому же в Москве она идет на сценах всех крупных театров. Есть с чем сравнивать.

Свое мнение об этой "авантюре" высказал кинокритик Кирилл Разлогов: "Для кинематографиста постановка в Большом театре может рассматриваться и как вершина карьеры, и как один из экспериментов. Я думаю, что для Сокурова это, скорее, эксперимент".

Впрочем, к эксперименту Александр Сокуров шел достаточно последовательно. Вначале была работа над "Гамлетом" в Новой опере. Однако тогда Евгений Колобов попросил режиссера выйти из состава постановочной группы – счел его слишком радикальным. Потом было предложение Мстислава Ростроповича поставить "Хованщину" и "Годунова" в Ла Скала. Увы, этому уже никогда не сбыться, но своего Мусоргского Сокуров все же поставил.

Вадим Журавлев, начальник отдела перспективного планирования Большого театра, уверен: "Спектакль "Борис Годунов" - он полностью встраивается в последний этап творчества кинорежиссера Сокурова о людях, обличенных властью".

Ленин, Сталин, японский император Хирохито. Картины "Телец", "Молох", "Солнце" и размышления режиссера о том, каково это – достичь высшей власти.

"Обращаясь к судьбам таких крупных персонажей, лидеров, он в известной мере моделирует собственную ситуацию в обществе: каким это общество может быть, как оно должно развиваться", - считает Кирилл Разлогов.

Впрочем, размышления об обществе Смутного времени волнуют не только Сокурова. Еще в 1954 году Вера Строева сняла фильм "Борис Годунов". Свой Годунов был и в творчестве Сергея Бондарчука, однако этот фильм Союз кинематографистов признал неудачным и надолго запретил режиссеру снимать кино.
Андрей Тарковский решил не снимать Годунова, а ставить. Причем на сцене "Ковент-Гардена". В 1990 году Валерий Гергиев перенес эту постановку на сцену Мариинки.

Однако более кинематографичного Годунова еще не было. Специально для этой постановки были куплены приборы, обеспечивающие объемную видеопроекцию на сцену. А перед телетрансляцией режиссер проведет дополнительные беседы. "Перед трансляцией актеры получат указания или просьбу быть подробными в изображении героев, - говорит Александр Сокуров. - Это принципиально важно. Это не характерно для оперы".

Насколько удачным окажется эксперимент Александра Сокурова, наши зрители смогут оценить сами. К трансляции уже все готово.
Не пропустите, сегодня в 18:55.

Все материалы темы>>