28.04.2007 | 15:22

Леонид Вивьен. Коллекционер гениев

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Леонида Вивьена. Он возглавлял Александринский театр на протяжении трех десятилетий. И еще при жизни стал легендой театрального мира - про него говорили: "коллекционирует гениев". О необычной судьбе и удивительных талантах Леонида Вивьена рассказывают "Новости культуры".

Вот Вивьен на фотографиях, вот – на дружеских шаржах: неизменная трубка, всегда модный костюм и галстук. Но щегольской вид и французская фамилия едва не стоили ему жизни: на гастролях, во время Гражданской войны красные приняли его за шпиона и чуть не расстреляли. В дело вмешался сам Ленин. Приговор отменили, Вивьен вернулся в Петроград, но с тех пор всю жизнь на просьбу пройти куда-то горько шутил: "С вещами или без?".

Александр Чепуров, заместитель директора Театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского театра) рассказывает: "Он был весь исхудавший, его чуть ли не несли на руках, чтобы он вообще мог передвигаться… Вот так началась новая эпоха для Вивьена".

Его актерский дебют в 1913 – роль в пьесе "История одного брака". Критики разгромили, коллеги признали. Потом Вивьен играл комиков и героев-любовников, резонеров и фатов. У него не было определенного амплуа и одной профессии. Уже через несколько лет он – актер, режиссер и педагог сразу в трех театрах.

Это при нем Александринский стал "театром прославленных мастеров". Толубеев, Симонов, Черкасов, Борисов, Фрейндлих. Когда Вивьена спрашивали, каково это, справляться с гениями, он лишь пожимал плечами: эти гении были его воспитанниками.

Валерий Фокин, художественный руководитель Театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского театра) признает: "Конечно, Вивьен был одним из выдающихся руководителей, который вел этот корабль сквозь все рифы, в такие сложные советские времена".

"Маскарад" Мейерхольда Вивьен оставил в репертуаре даже после ареста режиссера. Постановку, конечно, вскоре запретили, но именно по инициативе Вивьена на декорациях и костюмах поставили гриф "Хранить вечно". Он знал цену великим работам и не боялся рисковать. Пригласил молодого Товстоногова ставить "Оптимистическую трагедию", хотя многие были против. Он никогда не шел на поводу у цензуры, хотя у надзорных органов к нему было немало претензий.

Александр Чепуров рассказывает: "Он говорил: "Ничего изменять мы не будем". На следующий день была премьера, на нее приходили все эти партийные чины и говорили: "Ну вот, стало же лучше!"".

Интуиция его никогда не подводила. Даже в собственной судьбе: на самом деле Вивьен закончил политехнический институт, дипломным проектом выбрал мост-виадук, и работал прорабом на стройке. Но перед самой защитой неожиданно ушел в театральное училище.
Его лучшей ролью считают мистера Хиггинса. В день 120-летия Леонида Вивьена в Александринке снова будут давать "Пигмалиона" - как мост в прошлое, который он все же построил.