29.04.2007 | 15:12

Борису Добродееву исполнилось 80 лет

Классику отечественного кино Борису Добродееву исполнилось 80 лет. По его сценариям были сняты художественные фильмы "Первый учитель" и "Материнское поле", "Раскол" и "Карл Маркс. Молодые годы", а также четыре десятка документальных лет, героями которых становились самые разные люди. На его работах училось не одно поколение кинематографистов. Рассказывают "Новости культуры".

"Я долго блуждал в потемках, прежде чем понял, что так же, как и игровому кино необходима драматургия, эта драматургия, но совершенно особая, необходима документальному фильму. Когда этой драматургии подчинены самые разрозненные факты, события, люди, все это приобретает художественную форму. К этому, мне кажется, всегда нужно стремиться", – говорил Борис Добродеев. Он делал фильмы с разными режиссерами: в документалистике это Семен Аранович, Юрий Занин, Михаил Литвяков; в художественном кино – Андрей Михалков-Кончаловский, Евгений Матвеев, Лев Кулиджанов. Однако все созданные фильмы с полным правом можно назвать "добродеевскими" – настолько там сильное авторское, драматургическое начало. Он всегда находится в плену судьбы своего героя, зная о них гораздо больше, чем можно рассказать в рамках экранного времени. Все это кропотливый и деликатный труд.

"Что меня больше всего поразило в первом же сценарии, потому что я привык работать с новыми, молодыми нашими авторами, которые дальше Интеренета не ходят никуда. Я, прочитав сценарий, решил обогатить свой багаж знаний о Коллонтай, походить по архивам. Я пришел в архив МИДа и первое, что я увидел: там папочка открывается, когда открывается первый лист, где написано, кто пользуется материалом. Я там пишу: "Твердовский, режиссер, и выше строкой – Добродеев, драматург"", – рассказывает кинорежиссер Иван Твердовский. Это было уже второе обращение к личности и судьбе Александры Колонтай. Первый фильм – "Время, которое всегда с нами" Борис Добродеев сделал вместе с Семеном Арановичем в 1966. Но в 1990-е стал возможен доступ к новым архивом, к новым документам, а значит и возможность вернуться к героям. Так, спустя почти сорок лет появился фильм "Александра Коллонтай. Между долгом и чувством".

Бетховен, Ковалевская, Горький, Зорге. Бориса Добродеева волновали и продолжают волновать судьбы, менее знаменитые, но не менее яркие. Такие, как доктор Соболева, боровшаяся с чумой в Монголии, которой посвящена картина "Девять дней и вся жизнь". Все режиссеры, с которыми работал и работает Борис Добродеев, отмечают: работать с ним легко. В его сценариях всегда есть то, что на профессиональном языке называется "авторский ход". "Для меня это не просто классик документального кино и не только документального кино. Это человек, с которым я прожил творческую жизнь", – считает кинорежиссер Михаил Литвяков.

Сегодня Борис Тихонович пишет книгу – воспоминания сценариста – "Сюжеты вокруг сюжетов", в которую должны войти очень многие истории, которые по тем или иным причинам не вошли в его фильмы. "Без работы, без открытия новых судеб, без новых картин я просто не могу жить. В этом я вижу весь смысл своей жизни. Это, может быть, однобоко, но у меня другого хобби нет", – говорит Борис Добродеев.

Все материалы по теме>>>